ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Властвуй безраздельно?

Зачем нужны общественные советы при органах власти? Ответ очевиден: они должны доносить «мнение народа», которое не всегда совпадает с интересами власти. Смысл работы совета – критически осмысливать решения и векторы развития, предлагаемые тем или иным министерством. Что и говорить, для власти этот орган неудобен. С другой стороны, наличие такого совета как бы гарантирует общественную поддержку в делах. Во времена Сергея Морозова в такие структуры старались принимать только «согласных», чтобы с видимостью «народной поддержки» было все как бы нормально. С тех пор, к сожалению, ничего не изменилось.

Недавно создан Общественный совет при региональном минприроды. Хотя сформировали его после того, как министр Рахматулина покинула пост, способ его образования и состав сделаны будто бы ей в угоду.

Ни один эколог, не встроенный в систему, туда не вошел. Подавали документы экс-руководитель регионального управления Росприроднадзора Александр Каплин, общественный активист, эколог по образованию, Александр Брагин, эколог (в прошлом член экологической палаты) Борис Капков, бывший общественный инспектор минприроды Дмитрий Тарасов, доцент УлГУ Светлана Ермолаева. Из них вошел в совет… Никто.

Из 15 человек, которые вошли в новообразованный совет, до этого момента интереса к экологическим и природоохранным проблемам региона не проявлял никто. Среди членов совета семеро – представители бизнеса, остальные – еще менее известные люди. В релизе минприроды об этом сказано так: «члены совета — это активные жители региона, представители коммерческих и общественных организаций, заинтересованные в охране окружающей среды». Пока их заинтересованность вызывает сомнения.

Руководить этим органом тоже будут люди до сих пор любви к отрасли публично не проявлявшие: председателем стала Милана Мишина - заместитель директора по воспитательной работе Ульяновского профессионально-политехнического колледжа. С экологией ее связывает, пожалуй, только специальность учителя географии и биологии, которую она получила 25 лет назад в УлГПУ.

Ее зам - экс-депутат Гордумы, Денис Хлыстун, ранее также не проявлял активности в резонансных вопросах защиты природы. Единственное, что связывает его с экологией, так это то, что он является помощником депутата ЗСО Вячеслава Ковеля, возглавляющего комитет природопользования.

В том виде, в котором орган создан сейчас, он похож на очень удобную ширму, под прикрытием которой министерство будет и дальше делать то, что делало и, примерно, теми же методами.

«Главная задача совета — быть связующим звеном между властью и обществом, обеспечивая публичный контроль за деятельностью органов власти в сфере природопользования», так оценивает задачи совета министерство. А нам в ответ на это вспоминается басня Крылова про Петуха и Кукушку: «За что Кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он Кукушку».

Но, собственно, все это эмоции, есть и более серьезные аргументы, которые описывают «что не так с этим советом».

Как сказано в положении об Общественном совете минприроды, «все решения, касающиеся совета, его численного и персонального составов принимаются министерством по согласованию с Общественной палатой». Далее: «в его состав включаются члены Общественной палаты, независимые от государственных органов региона эксперты, представители заинтересованных общественных организаций».

Выполнены эти условия?

Однозначно ответить нельзя. Есть некоторые проблемы с порядком согласования совета с Общественной палатой (ОП). От аппарата ОП известно, что палата получила письмо министерства с предложением согласовать состав общественного совета 28 сентября 2023 года (при министре Рахматуллиной). Был предложен как раз этот состав из 15 человек. И вот- первая «странность»: объявление о формировании нового состава было не ранее 3 октября 2023 года. То есть, Министерство все решило заранее?

Вторую странность отметил руководитель аппарата ОП Сергей Терехин: полный список кандидатов, подавших заявления в совет, палате не направляли. То есть, голосовавшая за список министерства Общественная палата даже не знала о существовании альтернативных кандидатов.

Третья странность тоже от Сергея Терехина: по его словам, ОП проголосовала за согласование этого состава 6 октября 2023 года и сразу известила минприроды. Ведомство же заявляет, что согласование от ОП получили только 30 ноября. Слово Терехина против слова минприроды. Ну и можно еще на почту свалить, долго, мол, нынче письма по Ульяновску ходят. Но это так, шутка.

Терехин четко заявил, что голосование было только одно, 6 октября, а 30 ноября было направлено лишь повторное извещение о согласовании. «Палата голосовала по составу совета только один раз, 6 октября, и с того момента ничего не изменилось», — сказал руководитель аппарата.

Смысл этих неувязок с цифрами, числами, сроками, исходящими от министерства не совсем понятен, если считать, что они просто хотели как положено создать профильный общественный орган контроля. Зато та же самая ситуация понятна, если допустить то, что ведомство всеми правдами и неправдами пыталось создать видимость общественного контроля.

Александр Брагин считает, что совет формировали из-за законодательной необходимости и желали видеть его «ручным». По его мнению, этот совет получится таким, который ввиду недостатка компетенций, с одной стороны, и зависимости от минприроды, с другой, просто не сможет осуществлять функцию общественного  контроля за органом власти.

«Это будет аналог последней экопалаты. Вы помните, она ничего не делала и самораспустилась», - говорит Брагин.

Действительно, кому нужен совет без профессионалов и экологов? Чем он будет заниматься? Или будет расформирован сразу после создания? Как всегда, у нас масса вопросов, на которые, обычно, отвечает только время.

Михаил Жихарев

Фото: Улпресса