ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Ульяновская область – не место для туристов

Россия развивает внутренний туризм. В нашей стране представлено большинство мировых религий и, как следствие, связанных с ними древних культур. Есть очень много памятников природы, искусства и всего прочего, что было бы, гипотетически, интересно путешественнику. Россияне с красотами родины знакомы, скорее, по названиям и параграфам учебника географии ли передачам по ТВ. Многие ульяновцы десятки раз бывали в Анталии, но ни разу, например, на Белом озере в Николаевском районе. Почему так происходит?

Гостиничный туризм не прижился

В свое время бывший губернатор Сергей Морозов часто рассказывал о том, как богат наш регион историей, предсказывал совсем скорое превращение Ульяновской области в центр притяжения туристов со всего мира. Особенные надежды Сергей Иванович возлагал на китайских путешественников, которые буквально валом повалят к нам, поскольку мы – родина вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ульянова (Ленина).

Однако описывая пусть даже самые благие начинания прошлого губернатора, наталкиваешься на одну, довольно неприятную вещь: декларируя одно, делал он совершенно другое.

Например, рассказав о «миллионе китайцев», экс-губернатор не начал приводить в порядок музей-заповедник «Родина В.И. Ленина», а принялся строить гостиницы и отели. Да с такой скоростью, будто бы этот миллион китайцев уже прибыл и им негде ни поесть, ни выспаться. Да, это привлекло некие сиюминутные инвестиции. Был построен огромный отель «Hilton». Но возведен он был в совершеннейшей близости к другому, уже существующему, месту размещения туристов - гостинице «Венец».

Гостиница, кстати, сама по себе своеобразный памятник. Ведь здание было построено к столетию Ильича, не точечно «воткнуто» в «архитектурный ансамбль», а создавалось вкупе с Мемцентром, педуниверситетом, Ленинской библиотекой, Дворцом Профсоюзов, Домом Советов и так далее. Делалось не одномоментно, а в рамках четкого архитектурного плана облика современного города, как его представляли себе советские архитекторы 60-х, 70-х годов.

И вот, ожидая тех, кто приедет смотреть на «ленинские места и все советское», губернатор Морозов находит в Америке инвесторов и строит Hilton. Эдакий «памятник капитализму и точечной застройке на отдельно взятой ульяновской улице».

Одновременно с этим не то, чтобы рушится, но далеко не процветает Мемцентр. Домики в окрестностях музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», а то и в нем самом, сносят, достраивают, обшивают пластиком, всячески и старательно пытаясь сделать так, чтобы смотреть там стало окончательно нечего.

Конечно, по этому поводу общественность протестует, идут судебные тяжбы, но кого слышали во времена Морозова? Правильно. Только тех, кого он сам определял себе в оппоненты или в оппозицию. Поэтому тяжбы идут, дома строятся… Кстати, некоторые и теперь не окончены. И стройки, и тяжбы.

Пожалуй, только один отель не дали построить в то время – это «Marriott», который бы принадлежал «Ма́рриотт интернэ́шнл» — международной компании по управлению гостиничными сетями со штаб-квартирой в США. Остальное все было построено. Доморощенные «государственники» скажут: «А что плохого? Были привлечены деньги, построены новые здания, это же хорошо!».

А вот и не совсем. Без туристов эти здания не приносят дохода в бюджет. В моменте, конечно, сколько-то денег регион получил, но потом потерял больше, так как здания нужно обслуживать, отапливать и так далее. Перепрофилировать же - тоже сложно, ведь то, что построено, как гостиница, не подойдет под производство, магазин и даже под офис – с натяжкой. Была история с заводом «Гидроаппарат», административное здание которого отдали под гостиницу. Кстати, это предприятие было уникальным, но теперь только «было».

Миллион китайцев к нам не приехал. Почему? Потому что из всего исторического и культурного многообразия нашего региона им показывали максимум Мемцентр, а там – просто «принимали в пионеры», что было, конечно, неплохой фишкой, однако ехать ради этого из Китая в Ульяновск было неразумно и дорого.

В гораздо меньшей степени Морозов занимался туризмом в сельских районах области. Однако все же, занимался. И все по тому же сценарию. Он любил выражение, которое у многих вызывало смех, часто его повторял: «В регионе нужно организовать придорожный сервис». Денег сюда выделялось меньше. Можно по пальцам пересчитать, сколько отелей, туалетов, ночных стоянок и кафе «при дорогах области» в то время было построено.

И, опять же, не ринулись туристы. Возникали какие-то маршруты, «придворные «дервиши-экскурсоводы» организовывали «туры выходного дня», но и это, без должного внимания властей, существовало (и существует) на уровне, так сказать, кустарном.

В основном эти экскурсии проходят по развалинам, по неухоженным лесам, по бездорожью и так далее. То есть чтобы увидеть прекрасный и огромный храм в селе Пятино, построенный помещицей, ставшей одной из героинь советского фильма «Звезда пленительного счастья» и романа Александра Дюма «Учитель фехтования», нужно 2-3 часа ехать из Ульяновска по дороге «спорного» качества, а доехав… Доехав, увидеть огромное здание посреди бурьяна, пачки давно лежащих тут кирпичей, которые уже начали врастать в землю (реконструкция планировалась, но денег не нашли). Если долго побродить вокруг, можно найти табличку, где в двух предложениях сказано, что за храм, кем и когда построен.

А ведь здесь некогда бывал автор «Трех мушкетеров», здесь лето перед восстанием декабристов провел один из главных его участников, здесь некогда было процветающее и большое село, в окрестностях храма похоронен неканонизированный «местный святой» отец Максим. Обо всем этом, действительно, проще посмотреть телепередачу или прочитать в интернете, нежели приехать, полазать в бурьяне и ничего не увидеть. Кстати, и никакого «придорожного сервиса». Обычный сельмаг и то не сразу найдется. И неблизко.

В реальности разруха…

Мы, конечно, все такие места сейчас описывать не будем. Их на самом деле много. Край у нас, в этом Сергей Иванович был прав, исторически и культурно очень богат. Только вот состояние этого всего…

Хочется каждому встречному говорить: поезжайте в Тереньгу посмотреть на дом-усадьбу Перси-Френч, поезжайте в Мулловку посмотреть на суконную фабрику, поезжайте по области, пока это все окончательно не развалилось. Уже безвозвратно утеряна усадьба Огарева, уже нет фабрики в Языково, уже полностью утрачено многое, ловите момент.

Туристический потенциал региона велик. Ульяновская Волга прекрасна. Жаль, только пляжей на ней почти нет. Леса, озера, овраги, села до сих пор наполнены красотами и историческими объектами, жаль, к ним нет дорог, и поесть-переночевать там негде. Да и в плане описаний этих мест есть только статьи в немногочисленных книжках, изданных малыми тиражами и в интернете, многие из которых весьма сомнительного содержания.

Немногим лучше и ситуация с культурными объектами в Ульяновске. Ветшающие здания с рассыпающимися оконными проемами и блестящими табличками, на которых надпись «Объект находится под охраной государства», выглядят почти издевательски.

Есть и другие совершенно невообразимые случаи: Кезьминская школа в Сурском районе располагается в помещичьей усадьбе. Здание красивое, интересное, как снаружи, так и внутри. Учеников в этой школе мало, а здание большое. Содержать его денег нет. Поэтому используется оно не полностью. То, что не используется, буквально разрушается. Спереди все еще прилично, а сзади местами даже упала крыша. Это здание имеет отношение к объекту архитектурного наследия, кстати. И именно – имеет отношение. Объектом наследия федерального значения, внимание, является… Крыльцо здания! Вот так вот. Перед входом в помещичий, а теперь школьный двор – развалины церкви. На задах – деревянные «людские» - помещения прислуги. Справа – овраг, бывший некогда барским прудом. Ну и как водится бездорожье, грязь, бурьян.

А можно было бы…

Эксперты в туристической отрасли отмечают, что летний сезон-2023 продемонстрировал интерес к внутреннему туризму. Произошло изменение в туристических практиках. Изменилась структура внутреннего турпотока – он стал «моложе», обеспеченнее, в нем прибавилось жителей Москвы, Петербурга.

Интерес эти путешественники проявляют к тем регионам, которые ранее не считались традиционно «туристическими». Можно уверенно говорить, что сейчас предоставляется шанс заявить о себе всем.

Соседние регионы: Самара, Чебоксары, Саранск уже начали активную кампанию для привлечения туристов. В радикально поменявшихся экономических условиях туризм – один из важных драйверов развития. Все предыдущие попытки привлечь туристов в Ульяновскую область носили несистемный характер: власти эпизодически пытались создавать отдельные точки притяжения, вроде музея Колобка или памятника букве «Е», которые так и не стали привлекательными для туристических масс.

Действующие региональные власти могли бы пойти по иному пути. Во-первых, нужно признать туризм одним из драйверов экономического развития. Во-вторых, сформировать центры привлечения туристов. В-третьих, создать необходимую инфраструктуру. Кстати, о последнем пункте часто рассуждал прежний губернатор. Однако все его туристические потуги заканчивались тем, что в городе появлялись странные памятники и довольно неинтересные маленькие музеи, которые может и привлекали своей идеей, но воплощение было по меньшей мере так себе. Мы не будем их называть, чтобы не обидеть неравнодушных и талантливых людей, которые их организовывали. Просто без должной господдержки они мало что смогли воплотить. Были, кстати, и здесь «коррупционные схемы», как, например, все, что связано с симбирцитом в нашем регионе, но это – тема отдельного цикла материалов. Ныне же вопрос стоит гораздо проще: пока, простите, туристам в Ульяновске банально негде справить «малую нужду»: вопрос с общественными туалетами для правительства Морозова и плеяды прошлых градоначальников оказался не решаемым.

С чего начать привлечение туристов? Ответ на поверхности. Нужна программа реставрации исторических зданий в центре города – на улице Ленина, Гончарова, Энгельса, Льва Толстого, Железной Дивизии… До окраин далеко, а вот в самом центре города сохранилось немало уникальных архитектурных объектов, которые могли бы стать привлекательными для туристов. Как похорошел бы Ульяновск, если бы все эти симпатичные деревянные домики с богатейшей историей были восстановлены и приведены в надлежащий вид!

Потоки туристов будут ездить. Задача правительства региона сделать так, чтобы туристы не просто приезжали и уезжали, а хотели вернуться. Чтобы смотрибельными были не несколько зданий, а весь город и вся область. Чтобы за две недели отпуска, проведенного у нас, им стало понятно, что «город мы посмотрели, но еще есть особняк, построенный князем Галицким, есть Чекалинское озеро, есть древнее мордовское языческое захоронение в Старом Пичеуре, есть лечебно-профилактические курорты Белого озера, наполненного ледниковый водой, богатой серебром, есть и еще много всего, сюда нужно вернуться и взять с собой друзей».

Пока Алексей Русских выгодно отличается от своего предшественника. Участие действующего губернатора в спасении от оползня храмового комплекса в Арском – ключевое. Причем спасена не просто церковь, а объект культурного наследия. Дело сделано хорошее и правильное. Но того, что нужно еще восстановить как в городе, так и в регионе – много, поэтому эту работу следует делать системно. С 2005 по 2021 в этом направлении было сказано много, но сделано ничтожно мало. С 2021 года по нынешний не сказано почти ничего, но кое-что уже сделано. Это радует, но работа, как нам кажется, требует продолжения.

Петр Иванов

Фото: www.drive2.ru