ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Ружеевщино. Сурский район. Часть 1

О любом населенном пункте Ульяновской области можно было бы написать не газетную статью, а целую книгу. Особенно если обращаться не к официально-лаконичным архивным записям, а к народной памяти. Сегодня в нашей постоянной рубрике мы расскажем о небольшом селе с большой историей. Это село Ружеевщино Сурского района. Расположено оно на реке Якла, в 37 километрах к юго-востоку от Сурского.

Доподлинно известно, что раньше село называлось «Спасское». Однако название это упоминается мельком. В «Описи городу Симбирску и его уезду в 1678 году», датированной XVII веком, село называется деревней Ружевской: «За синбирянином Михаилом Васильевым, сыном Ружевским, на речке Красной Якле в деревне Ружевской 11 дворов, а людей 42 человека».

В документах 1798 года и на карте название было искажено и звучало как «Ржевское». Научная архивная комиссия оставила это наименование, усомнившись в правильности фамилии Ружевских, посчитав, что их фамилия была «Рузские» – от «Рузы» или «Ржевские» – от «Ржев». Позднее филологи доказали, что фамилия Ружевский все-таки существовала и происходила от древнеславянского слова Ружева – Роза – название цветка и женское имя.

По рассказам, село Ружеевщино образовалось на месте небольшой мордовской деревушки, которая вместе с прилегающими к ней землями была подарена императрицей Елизаветой I – дочерью Петра I – прапорщику, дворянину Максиму Михайловичу Ружевскому в 1744 году. Впоследствии имение с селом перешло к его внуку – Феофану Степановичу Ружевскому, который перевел из своих других имений из села Тихнино Нижегородской губернии и из села Широкий Буерак Саратовской губернии крестьян с прислугой – 439 человек. Этот факт, отметим, так как он поможет нам кое-что объяснить, но по порядку.

Архивные данные конца XVIII века сообщают, что в деревне на тот период времени имелось 126 дворов с населением 856 человек (433 мужчины и 423 женщины). Население занималось в основном хлебопашеством, но славилось и отхожими промыслами: валкой теплых сапог и плотничьим ремеслом. Более 20 человек работало на фабрике в селе Кезьмино.

Различие в виде населенного пункта раньше определяло наличие церкви: если ее нет, то это деревня. А если храм присутствовал, населенный пункт гордо мог именоваться селом. Когда в 1884 году на средства местных крестьян из чувашского села Шамкино Буинского уезда в Ружеевщино была перенесена небольшая деревянная церковь во имя Святых Косьмы и Дамиана Асийских, деревня стала селом.

Хоть церковь здесь и возвели, но самостоятельного прихода не получилось. Из-за «кадрового голода», как выразились бы современные чиновники, службу вели священники из села Кезьмино. Однако уже в 1895 году была открыта церковно-приходская школа для крестьянских детей.

Поскольку церковь была посвящена святым целителям, то и основным тут, то есть престольным, стал праздник этих Святых, который отмечался 14 ноября. В научной литературе праздник описывался в двух, так сказать, «изводах»: церковном и народном. В церковной иерархии он считается небольшим и служба в этот день, хоть и отличается от обычной, однако называется «шестеричным богослужением» и заметно отличается службы по большим праздникам. Народный же извод этого дня был заметно интереснее. Но об этом мы расскажем в следующем выпуске «СК».

Петр Иванов

Фото: ria.ru

В Ульяновском областном гос.архиве сохранился документ на возведение в чин прапорщика М. Ружевского.

«Божию милостию мы, Елизавета I, императрица и самодержица всероссийская, известная и ведома, да будет каждому, что мы М. Ружевского, который нам вахмистром служил, в оказанной нам службе ревностно и прилежно произвести в наши прапорщики нами упомянутого М. Ружевского признавать и почитать, и надеемся, что он в сем чине будет и дальше нам прилежно служить. Военной коллегии подписать и нашей печатью укрепить. Дан в Москве 1744 г. 29 мая».