ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Щекотун – хранитель леса

Недавно в Акшуатском дендропарке установили деревянную фигуру Щекотуна, которая, теперь, как уверяют ее создатели, будет охранять парк. Что это за существо? Мы попробовали разобраться.

Напомним, что парк был создан помещиками села Акшуат Николаем и его сыном Владимир Поливановыми. Основные работы по созданию парка пришлись на вторую половину 19 века. Владимир Николаевич Поливанов привозил саженцы и семена деревьев со всего света. Сейчас за состоянием парка следит жительница Акшуата Вера Петровна Фомина. Именно она, благодаря президентскому гранту, и была инициатором установления фигуры того самого Щекотуна, который заинтересовал наших читателей.

По словам Веры Петровны, запись предания о Щекотуне была обнаружена в архиве школы. В нем рассказывалось, что в местных лесах обитает Щекотун, который может защекотать до смерти тех, кто ведет себя в лесу неправильно: без причины рубит деревья, мусорит, жжет траву и прочее.

Однако хозяина леса с таким именем в русском фольклоре нет. Во всяком случае, он не распространен. Казалось бы – выдумка, но…

Как вы думаете, Акшуат - русское слово? Конечно, нет. Тюркское. Когда-то здесь жили татары, которым, после завоевания Казанского ханства русский царь повелел принять крещение. У тех, кто принять православие отказался, царь отнял землю. Так здесь появились русские крестьяне. Само собой, православные татары быстро перемешать с русскими. Причем, смешалась не только кровь, но и верования… Как тут не обратиться к татарскому фольклору? Нет ли там героя, который бы походил на искомого нами Щекотуна? Такой нашелся сразу. Только зовут его иначе, лесной черт - Шурале! Вот что о нем говорят татарские хранители традиции:

«Татары в древнее время были обитателями степей. Но здесь татарскому населению пришлось жить рядом с лесом и как все неведомое, лес породил новые мифологические представления. Здесь татары могли столкнуться с неведомыми существами, которые обитали в непроходимой чаще, в мрачных ельниках среди бурелома и болот. После таких встреч рождались легенды и предания о жутком существе, которое могло заманить человека в глухой лес, пытаться защекотать его до смерти, или всячески напугать несчастного дровосека или путника».

Таким образом, понятно, что Щекотун - не некий новодельный персонаж, которыми насаждают информационное пространство различные псевдотрадиционные шарлатаны, любители таких подделок, как Велесова книга, Славянские веды и прочей литературы, которая не имеет никакого отношения ни к правде, ни к здравому смыслу. Щекотун – это продукт культурного взаимодействия народов на протяжении многих веков с незапамятных времен.

Наш вердикт: необходимо поехать в уникальный дендропарк и собственными глазами увидеть скульптуру Щекотуна. Кстати, не забудьте зайти в музей, которым заведует Вера Петровна Фомина. Она проведет вас по «Акшуатской кругосветке». Что это, и почему так называется, мы вам не скажем. Поезжайте и узнайте. Заметим лишь, что путешествие ваше окажется действительно кругосветным.

Петр Иванов

Фото: vk.com

Подпись к фото: Скульптуру для дендропарка изготовил мастер-резчик Александр Епифанов.