ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Разрушительная оптимизация продолжается

 

В редакцию обратились читатели из сельских районов с просьбой осветить некоторые образовательные проблемы региона. Ознакомившись с темой, мы поняли, что писать об этом стоит. В очередной раз становится ясно, что осенью школ в Ульяновской области откроется меньше, чем уходило весной на каникулы. Лето переживут не все учреждения. Официальная версия – оптимизация. По сути – наплевательское отношение к селам и сельским жителям. Мы полагаем, что проблема не исчерпывается теми случаями, которые мы описываем в этой статье, поэтому приглашаем вас к диалогу. Сообщайте нам, что происходит с вашими школами.

Итак, первой мы рассмотрим ситуацию со школой в селе Ореховка Радищевского района.

В декабре ульяновские власти сообщили о намерении капитально отремонтировать школу в Ореховке. Дело благое, минпросвещения радостно опубликовало пресс-релиз, вот цитата из документа:

«…В Ореховской школе будет проведён капитальный ремонт по федеральной программе, инициированной Президентом России Владимиром Путиным. В настоящее время разработана проектно-сметная документация, дизайн - проект внутренних помещений и территории вокруг школы, пройдена государственная экспертиза.

Капитальный ремонт предполагает 14 видов работ. Это обновление кровли, фасада, окон, ремонт входных групп, лестниц и крылец, системы отопления, водоснабжения и вентиляции. Кроме того, в рамках программы предусмотрено выполнение работ по антитеррористической защищённости, благоустройству территории, обновлению библиотечного фонда, оборудования».

Как и все прочие документы, публикуемые чиновниками, читается он замечательно, а перспективы нынешнего учебного года видятся почти райскими. Однако в настоящий момент школа выглядит также, как и до этого. До начала учебного года – месяц. Абсолютно точно можно сказать, что в 2023-2024 учебном году дети учиться в ней не будут. Ремонт просто не начался. На резонный вопрос «почему», ответ дан на одном из аппаратных совещаний в правительстве Ульяновской области:

«Школу в Ореховке Радищевского района не начали ремонтировать из-за того, что не смогли определить подрядчика. На торги заявилась одна фирма, но она не соответствует квалификационным требованиям. Назначили новые торги».

По предоставленному телеграм-каналами фото понятно, что придётся как-то решать вопрос о переводе детяй в другую школу в соседнем населённом пункте. То есть учиться в некомфортных условиях: раньше вставать, позже возвращаться, ограничивать себя в играх и отдыхе – вещах категорически необходимых для нормального развития ребёнка.

Немаловажен вопрос и о том, что за время проведения ремонта станет с коллективом. Учительская зарплата - это оклад, складывающийся из проведённых учебных часов, доплат за заведывание кабинетом, проверку тетрадей, участие в конкурсах (так называемые «стимулирующие») и тому подобного.

Лукавый ответ, что «педагогам будет сохранена заработная плата» - фигура речи. За непроверенные тетради никто не сможет заплатить, как и за несуществующий в природе кабинет, что же касается часов, то тут ситуация и вовсе патовая: как протарифицировать педагогу часы, которые он не будет проводить?

Станут ли доводить до конца ремонт, который так рьяно проанонсировали в региональном правительстве? На этот вопрос мы отвечать пока не будем, предоставляя возможность вам подумать самим, а для стимуляции размышлений расскажем другую историю, о другой школе, которая может быть ликвидирована. Это школа в селе Загарино Барышского района. Несколько лет назад ее уже реорганизовали путем слияния с другой небольшой школой в селе Живайкино. Однако, это не спасло. Школы финансируются в нашей стране исходя из количества учеников. Здесь их 35. Здание – большое. Большое потому, что эти школы строили в селах, как правило, богатые и густонаселенные советские колхозы. Чтобы вам было понятно, насколько количество населения в ульяновских селах изменилось, мы приведём яркие примеры: село Барышская Слобода в первой половине 20 века более 8000 жителей. Ныне – 300. Село Болтаевка Сурского района в 20 веке 1530 жителей, в 2010 году 49 жителей.

То есть, думается, вам понятно, почему богатые и социально ориентированные колхозы строили большие школы?

Ныне в регионе социально-ориентирован только бюджет. Но он – не резиновый. Поэтому, не взирая на величину и потребности здания, не обращая внимание на количество школьных предметов, а, соответственно, и учителей, финансирование идёт «подушевое». Именно поэтому у Загаринской школы в этом учебном году денег не будет хватать даже на зарплату учителям. Вероятно, в скором времени в среде экономных экономистов России родится новая реформа образования. Какой-нибудь «педагог общей практики», по аналогии с врачом, который обязан сегодня помогать сельчанам в любой медицинской беде, независимо от диагноза.

Пожалуй, вскоре появится, по аналогии с ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), какой-нибудь ПОП – педагогически-образовательный пункт. Где будут всех учить читать, а наиболее развитым давать направление в районную образовательную организацию. Конечно, смогут учиться не все. Но куда же нам столько образованных? Пусть работают!

Когда-то в СССР была программа всеобщей ликвидации безграмотности. По телевизору показывали «Очевидное-невероятное», «Это вы можете», уроки занимательных физики, математики, литературы, истории, географии, учили английскому, испанскому, французскому, немецкому языкам. Теперь из предмета истории на ТВ остались только парады и памятники, из духовного - молебны и пляски шаманов, а из прорывов и невероятного - мракобесные прорицательства различных предсказателей и «Битва экстрасенсов». Про географию ныне рассказывают только в плане того, чего и за сколько денег каждый конкретный ведущий телепередачи смог сожрать. С особым смаком съедаются черви, кузнечик и прочая гадость. Что и говорить, Насте Ивлеевой далеко до Юрия Сенкевича. Об изучении иностранных языков речи и вовсе не идёт. Какие языки, если даже по-русски (наш государственный язык) телеведущие, гости ток-шоу и политики говорят с ошибками, все время пытаясь нам «показать о том, что…», ставят неправильные ударения и прочее. Государственные мужи, видимо, вообразили, что образование детей – это дорогое и никчемное предприятие, раз все время стараются урезать расходы на него, оптимизировать их, не желая потратить ни одной лишней копеечки.

Сельские школы в постсоветской России – это стимул к жизни населённого пункта. Пока в селе есть клуб - в селе живёт молодёжь, пока есть больница - есть старики, пока есть школа – есть перспектива и жизнь. Школа – это не только источник знаний, это и рабочие места и гарантированное присутствие в селе образованных людей – педагогов. Это тоже важно. Без школы в селе только телевизор, рассказывающий о колдовстве, как о научном факте, о «ментовских войнах» и прочем ни в коем случае не развивающем.

Директор Загаринской школы откровенно говорит о том, что «нечем платить зарплату учителям». И это – результат «оптимизации» как метода хозяйствования. Поначалу чиновники плели сказки о «повышении качества образования» или «необходимости социализации учащихся». Экономисты-государственники забыли, что школа, особенно в селе, — это не коммерческая организация, а центр жизни. В этом смысле подушевое финансирование школ на селе — это их медленное убийство.

А теперь вернёмся к нашему вопросу: будут ремонтировать Ореховскую школу или оптимизируют по-тихому? Ещё раз: уже в этом году школьники будут учиться в соседней школе. Им выделят транспорт. А потом сэкономят на ремонте, раз есть автобус. Из села разъедутся педагоги и подросшие дети. Ведь они не захотят строить семьи там, где нет школы, чтобы их дети, как они, ездили «к черту на кулички» за образованием. А потом по телевизору нам покажут совещание, где умные и широколобые государственники будут рассуждать, отчего это программа «Развития сельских территорий» по целевым показателям перевыполнена, а села напрочь опустели.

Редакция газеты «Симбирский курьер» просит правоохранительные органы проверить ситуации в указанных школах и помочь им выжить в наше непростое время.

Михаил Жихарев

Фото: gigi.click