ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Хоть землю бросай!

С 2023 года в Ульяновской области значительно увеличена кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения. Это приведет к тому, что для аграриев подскочит размер земельного налога (у собственников) и арендной платы (у арендаторов). Особенно сильно могут пострадать малые и средние фермерские хозяйства, не занимающиеся никакой переработкой и живущие непосредственно с доходов от выращенного урожая, так как его себестоимость резко возрастет, а нивелировать это будет нечем. По оценкам специалистов, кадастровая стоимость некоторых участков в регионе выросла в десятки раз, что напрямую влияет на земельный налог. Крестьянам впору бросать обрабатывать такую землю и уходить с нее.

Согласно данным, которые привел депутат областного Законодательного Собрания Андрей Шадышков, сам возглавляющий сельхозпредприятие, кадастровая стоимость земель сельхозназначения в Барышском районе, например, увеличилась в пять раз, а в отдельных хозяйствах — в 20 раз! От аграриев, которым предстоит платить повышенный налог, поступает множество жалоб — это как раз избирательный округ депутата.

Министерство имущественных отношений Ульяновской области тоже подтверждает, что некоторые земли оценены теперь в два с лишним раза дороже. Откуда взялись вдруг столь драконовские цифры?

Кадастровая оценка земель была проведена в нашем регионе в прошлом году. По ее итогам региональное министерство имущества и приняло осенью решение о новой стоимости участков, действующей с 2023 года. На брифинге, прошедшем в министерстве имущественных отношений, чиновники всему нашли обоснование и оправдание. Предыдущий раз, мол, кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий производилась 11 лет назад, поэтому размеры земельного налога тоже не менялись. В соседних регионах всё якобы давно дороже. К тому же в прошлом году Росреестр рекомендовал провести новую государственную кадастровую оценку земель всем регионам страны. Расчеты производились в соответствии с рыночными механизмами, при проведении оценки стоимости учитывались данные, полученные от службы статистики и из областного министерства агропромышленного комплекса. Кадастровая стоимость оценивалась по доходности земли — отсюда и существенная разница в зависимости от участков.

Насчет доходности земли имеется большой вопрос. Да, урожай многих сельскохозяйственных культур оказался в прошлом году высоким, даже рекордным — в том числе, в Ульяновской области. Однако финансовые показатели аграриев из-за негативных факторов выросли незначительно, а в чем-то ухудшились («Симбирский Курьер» писал об этом в предыдущем номере). В отдельных отраслях, по информации министерства АПК, снизилась чистая прибыль, упала рентабельность. Причины этого — снижение из-за больших урожаев закупочных цен на зерно, на подсолнечник, увеличение затрат сельчан на материальные ресурсы из-за экономических санкций. Поэтому многие эксперты, депутаты заксобрания считают, что для роста кадастровой стоимости земель сельхозназначения (местами — заоблачного), ведущего к повышению налоговых платежей, время выбрано неподходящее. Хотя, когда оно бывает подходящим для тех, кто обязан платить?

Министерство имущества, в свою очередь, успокаивает сельчан тем, что сразу обухом повышенных платежей по голове им не ударят. В 2023 году будет применен мораторий: налоги возьмут по прежней кадастровой стоимости. Потом, правда, процесс раскрутится на полную катушку. Еще, оказывается, те, кто не согласен с результатами оценки своих земель, могли в течение 30-40 дней оспорить ее.

Впрочем, собственники земли имеют право и сейчас заказать независимую оценку кадастровой стоимости обрабатываемых сельскохозяйственных угодий. Это может скорректировать итоговую цифру налоговой платы. Правда, процедура независимой экспертизы осуществляется за счет собственника, поэтому вернуть затраченные на оценку средства можно только с помощью решения суда. Да и то, если сельхозпроизводитель окажется прав.

Темы повысившейся кадастровой стоимости земельных участков и недовольства этим аграриев коснулась и первый заместитель председателя областного правительства Марина Алексеева, выступая недавно с отчетом в Общественной палате региона:

— Изменение кадастровой стоимости влияет на доходную часть бюджета. Однозначно идет рост по областному центру и прилегающим территориям и снижение в районах области. Что касается бизнеса, то многие предприниматели достаточно долго пользовались льготой — имели необъективную стоимость земли и платили незначительный налог, получая прямую экономическую выгоду. При правительстве Ульяновской области работает комиссия, в которую налогоплательщик может подать претензию на оспаривание кадастровой стоимости. Хотя у меня обычно другой вопрос к коллегам: почему они так часто лояльны, большое количество запросов признают обоснованными, и кадастровая стоимость земли снижается?

В общем, зампред облправительства, отвечающая за финансы, о них, в первую очередь, и печется: повышение кадастровой стоимости земель принесет больше доходов в казну. Но у этой медали есть другая сторона: неподъемные налоги могут заставить фермеров сократить деятельность или вовсе разорят. Тогда бюджет недополучит других налогов — непосредственно от сельскохозяйственного производства. Или чиновники опять уверены, что всё покроет своими деньгами конечный покупатель, который хочет кушать и будет вынужден покупать продукты по любой цене, куда заложат подскочившую себестоимость?

Виктор ГОНЧАРОВ

ФОТО: земля