ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Городской транспорт: Access denied

С 1 января стоимость проезда в ульяновском электротранспорте выросла (второй раз в течение года) на три рубля – с 28 до 31 рублей за наличный расчет и с 25 до 28 рублей по банковской или транспортной карте, то есть на 10 и 12 процентов соответственно. Можно ожидать, что вслед за этим цены поднимут и владельцы маршрутных такси, для которых рост проезда в муниципальном транспорте служит как бы сигналом: можно поднимать. Сейчас маршрутка в Ульяновске стоит 28 рублей днем и 33 рубля после восьми вечера.

Мало у кого есть надежда, что вслед за ростом тарифа вырастет качество услуги. Опыт показывает, что рост платы за проезд в Ульяновске никогда не приводил к повышению стабильности перевозок, к более четкому соблюдению интервалов движения и т.д. Видимо, рост цен на транспорте всего лишь призван не допустить окончательного развала системы общественных перевозок, при этом ни о каком развитии речи не идет. Председатель правления регионального «Транспортного экспертного совета» Виктор Сидоренко охотно вам объяснит, что себестоимость перевозки одного пассажира на частных маршрутах составляет 38 рублей, а денег на дотации перевозчикам в городском бюджете нет. Очевидно, поэтому маршрутчикам невыгодно ездить вечером, они и не ездят. Горожане знают, что после 21 часа дождаться маршрутки в городе проблематично, а на большинстве маршрутов вообще невозможно. В плохую погоду, во время праздников или даже в период трансляций чемпионатов мира по футболу водители вообще могут не выйти на линию. Впрочем, сказанное не объясняет, почему владельцы маршрутов держатся за них руками и ногами, если тариф намного меньше себестоимости. Трамвай же хоть и экологичен, но непредсказуем, зависит от погоды и ДТП на дорогах и ходит редко, особенно в вечерние часы.

Что у соседей

Цены на проезд в Ульяновске сопоставимы с ценой общественного транспорта в других городах Приволжского федерального округа, но качество и доступность перевозок там выше.

В Казани проезд в трамвае-троллейбусе-автобусе стоит 36 рублей при оплате наличными, 31 рубль – при оплате банковской или транспортной картой. В Нижнем Новгороде: 35 рублей наличными, 30 рублей по карте. В Перми: 33 рубля за наличные, 33 рубля картой. В Ижевске с 10 января предельный тариф на общественном транспорте составит 29 рублей (до этого был 27 руб.). В Самаре сейчас одна поездка обойдется в 35 рублей при расчете наличными и 32 рубля по безналу. Стоимость проезда в Самаре корректируют раз в два года, а не два раза в год, как у нас.

Ни в одном из этих городов частный транспорт малой вместимости не является основным, как в Ульяновске. В основном, транспорт в них муниципальный, маршрутки если и есть, то выполняют вспомогательную роль. Не забудем, что в Самаре, Казани и Нижнем есть еще и метро.

Вот какую информацию удалось найти в интернете

В Казани действует 58 автобусных маршрутов, на которых работает около 800 машин большой вместимости. По личному опыту – транспорт ходит регулярно. Перевозчиков несколько, они объединены в республиканскую Ассоциацию автотранспортных предприятий. В городе есть 8 трамвайных и 10 троллейбусных маршрутов. На остановках оборудованы табло, на которых высвечивается информация о транспорте: какие автобусы каких маршрутов на подходе к остановке. Такие табло, кстати, есть во всех европейских странах, которые мы привыкли называть цивилизованными.  

Нижний – автобусно-троллейбусный город. Крупнейшей компанией является МУП с длинным названием, которое имеет в своем парке более 850 автобусов средней («пазики») и большой вместимости. В городе действует пересадочный тариф: можно сделать несколько пересадок в течение часа или полутора часов, в зависимости от тарифа, и сэкономить на этом. Для этого салоны оборудованы валидаторами. Никаких маршруток. Зато в Нижнем много компаний такси, которые конкурируют между собой, из-за чего поездка на такси здесь вдвое дешевле, чем в Ульяновске (где на легальном рынке осталось два крупных игрока). Табло на остановках есть, но не везде, и, по опыту, информация на них не вполне соответствует действительности.

Ижевск, наоборот, город электротранспорта: здесь 11 трамвайных и 8 троллейбусных маршрутов. Есть одно крупное автобусное ОАО и много частных маршрутчиков.

В Перми 80 автобусных и 12 трамвайных маршрутов, есть лишь 5 линий маршрутных такси. Подсчитано, что годовой безлимитный проездной позволял в 2022 году снизить стоимость поездки до 5 рублей. Такое, разумеется, возможно только при наличии муниципального транспорта. В середине нулевых годов меня поразили большие и комфортабельные городские автобусы марки «Мерседес».

В Самаре более 60 автобусных маршрутов, еще больше межмуниципальных, а также 8 специальных до кладбищ, 24 трамвайных маршрута и 15 троллейбусных.

Негативные факторы

Итак, ни в одном из этих городов маршрутки не играют ведущей роли. В Ульяновске они продолжают оставаться основным видом транспорта, который при этом не тянет на звание общественного – из-за малой вместимости в часы пик, недоступности в вечерние часы, несоблюдения интервалов движения. Виктор Сидоренко прав в том, что после развала муниципальных и государственных автотранспортных предприятий частные перевозчики спасли город от транспортного коллапса, но что дальше? В своем письме в «АиФ», опубликованном в 2019 году, он справедливо пишет, что качество перевозок складывается из множества факторов. На график движения маршруток влияет состояние дорог, ширина дорожного полотна (в центре города есть узкие улицы), отсутствие развязок и дублирующих дорог и мостов, неспособность коммунальных служб справиться со снежными заносами, припаркованные машины, которые занимают треть проезжей части, хаотичная застройка без достаточных парковочных мест, выросшее количество личных автомобилей и плохо настроенные светофоры. 

Эксперимент на морозе

Все это так, но в первую очередь все-таки важнее, сколько маршруток вообще выходит на линию. 31 декабря около 18 часов на конечной остановке 43 маршрута (север города) не было ни одной машины этой линии. 8 января я 40 минут (с 20.30 до 21.10) простоял на остановке «12 сентября» в сторону центра в ожидании 43 или 67 маршрутки. Не пришло ни одной. То есть при длине 43 маршрута, который занимает чуть больше часа пути, это означает, что на линии в тот момент было не больше одной, в крайнем случае двух машин. За это время на остановке тормознули три автобуса маршрута №52. То есть в данном случае один маршрут работал добросовестно (значит, это возможно несмотря на негативные факторы!), другие нарушали интервал движения. Так что дело не только в состоянии дорог, если один маршрут работает хорошо, а другой нарушает условия договора с мэрией.

Было морозно, но я решил довести эксперимент до конца. «Где … маршрутки?» – громко возмущался молодой человек на остановке. Трое человек, включая его, не выдержали и уехали на такси. Меня «спас» трамвай 22 маршрута, впрочем, часовой интервал движения для трамвая – неприлично много. Очевидно, что в вечерние часы общественный транспорт проиграл конкуренцию такси, еще и по этой причине такси в Ульяновске дорогое: люди платят от безвыходности, иначе вообще никуда не доберешься. Вечером у такси просто нет альтернативы, а если бы была, такси было бы дешевле.

Маршрутки – это архаика, но в Ульяновске она прижилась и, судя по всему, отказываться от частных перевозчиков город в ближайшее время не собирается – их нечем и некем заменить («наш человек в булочную на такси не ездит»). Мэрия неоднократно нанимала группы экспертов из разных институтов урбанистики: они приезжают, делают измерения, оставляют рекомендации, получают плату и на этом – все. Не помню, чтобы после составления очередного проекта реформирования транспорта в городе что-то менялось. Изменения если есть, то лишь точечные, например, некоторые маршруты теперь ходят не по ул. Ленина, а по Кузнецова, что менее удобно, и остановка «ул. Ленина» стала гораздо менее доступной.

Провальное «реальное» дело

За два десятка лет у власти «партия реальных дел» не сделала одно, но важное и конкретное дело – не создала приемлемой системы городских перевозок. На самом деле, в последний год-два все стало заметно хуже, но это уже при новом губернаторе от КПРФ. При предыдущем же было закуплено в лизинг 29 трамвайных вагонов «Львенок», которыми власть похвалялась, но сегодня половина из них пылится в депо, потому что они оказались ненадежными, а поставщик отказывается менять вышедшие из строя двигатели и бандажи для колес. По заявлению министра транспорта Воронцова, «Львята» поставлялись по 34 млн за единицу, информация с сайта госзакупок указывает на другую цифру – 47 млн за штуку, а если верить депутату ЗСО Володарскому, они обошлись вообще по 90 млн за вагон. И такие странные управленческие решения тоже можно включить в перечень факторов, убивающих городской общественный транспорт.

На этом фоне есть важные мелочи, которые можно было бы сделать практически за копейки, но они не делаются, хотя облегчили бы жизнь пассажирам. Например, на остановках нет графика движения трамваев, а они помогли бы ориентироваться: стоит ждать или не стоит. Раньше на некоторых остановочных павильонах имелись графики, напечатанные на бумажке, но разве бумажка долго провисит? Мобильное приложение «2ГИС» призвано отслеживать движение трамваев и маршруток в реальном времени, но на деле программа врет: на карте трамвай движется, а в реальности его нет. Не работает официальный транспортный сайт мэрии: пройдя по ссылке, натыкаешься на «Access denied». (доступ запрещен – англ.)

Напоследок открыл Яндекс-карту «Общественный транспорт Ульяновска». Дата – 9 января, время 21 час, температура за бортом – под 40 и, судя по карте, на маршруте всего два вагона - №4 и №22. Во всем городе.

Никто не говорил, что создание удобной транспортной сети – дело простое. Нет, оно сложное и дорогое, требует политической воли, поддержанной волей граждан, решается комплексно, вкупе с программой застройки, но дело в том, что за два десятилетия за эту проблему никто толком не взялся. Меняются губернаторы и мэры, а также их заместители, а частные маршрутки остаются основным квазиобщественным транспортом. Похоже, отдельным пассажирам проще слетать в Ниццу или в Приэльбрусье, чем рядовому ульяновцу добраться из нового города в центр или из центра на север. Access denied.

Сергей ГОГИН

Фото https://transphoto.org/photo/1404856/?lang=ru