ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Резкая отставка

   Посланник Кремля больше не вице-губернатор

   Во вторник со своими должностями в Ульяновской области расстался 44-летний Александр Костомаров, считавшийся человеком из администрации президента РФ. По логике это должно было произойти сразу после сентябрьских выборов, однако случилось тогда, когда никто уже не предполагал.

   Костомаров появился в нашем регионе в феврале прошлого года и был брошен на внутреннюю политику в ранге первого заместителя губернатора Сергея Морозова. Посланник Кремля считался специалистом по выборам и политтехнологиям и, как говорили, должен был обеспечить нужные результаты на выборных кампаниях, ожидавших Ульяновскую область. Москву беспокоило усиление у нас протестных настроений и чрезмерное укрепление позиций КПРФ. В итоге Костомаров стал «серым кардиналом», а то и своеобразным «теневым губернатором»: сначала - при Морозове, потом - при врио главы региона Алексее Русских. После приезда в Ульяновск Русских полномочии Костомарова расширились: он возглавил заодно администрацию губернатора.

   Необходимые Кремлю результаты выборов в нашем регионе Костомаровым обеспечивались – не важно какими способами. Так, в гордуму Ульяновска кандидаты от КПРФ осенью прошлого года вообще провалились, не получив ни одного мандата. Частично это связывали с лишением регистрации 12 кандидатов-коммунистов и восстановлении части из них почти перед днем голосования. Именно Костомарову приписывают рекомендацию, данную Кремлю, не делать ставку на Морозова на губернаторских выборах из-за упавшего рейтинга действующего главы региона, а применить другой ход. Он и был применен: президент Владимир Путин направил в Ульяновск члена КПРФ Русских. В итоге была обеспечена победа Русских, а параллельно с ней - успех представителей «Единой России» на выборах в Госдуму РФ. При этом опять использовалась россыпь околовыборных приемов, в том числе сомнительное снятие с регистрации набравшего популярность справедливороса, Сергея Моргачева. Нужного результата опять удалось достичь. В этом и состоит функция Костомарова, кочующего последние годы по регионам страны. Уроженец Челябинска, военный летчик по профессии, он в начале 2000-х работал на муниципальных должностях в родном городе, потом прошел переподготовку в Уральской академии государственной службы, после чего стал функционером «Единой России», дойдя до работы в центральном исполкоме этой партии. А дальше пошли должности в региональных органах власти. Большинство были связаны с выборами. Не сразу все складывалось гладко. Руководителем аппарата губернатора Архангельской области Костомаров оставался лишь шесть месяцев – якобы не сработался. В правительстве Подмосковья трудился несколько лет, дорос до заместителя председателя, участвовал в проведении губернаторской кампании, но особо отмечен за это не был. А вот в Липецкой области, где он с 2019 года в должности заместителя губернатора курировал внутреннюю политику, Костомарова ждал успех. Победа Игоря Артамонова на выборах главы региона, проведение которых было признано экспертами очень рациональным и одним из лучших в стране. По завершении миссии политтехнолог-зам покинул Липецк и вскоре оказался в Ульяновской области. Здесь после выборов 2020 и 2021 годов Костомарова тоже, казалось, ждал уход по-липецки, на очередные «баррикады», но ситуация поначалу складывалась иначе.

   Вскоре после выборов новый губернатор Ульяновской области Алексей Русских подтвердил в одном из интервью, что такой квалифицированный управленец, как Костомаров, продолжит работу в его команде. Именно своему первому вице-губернатору избранный глава региона недавно поручил важнейшее направление – работу с кадрами. Провести кадровый аудит, оценить структуру и степень эффективности всех управленческих звеньев (от областного правительства до муниципалитетов, включая сельские поселения), подготовить предложения по сокращению аппарата на всех уровнях. Одновременно Костомаров наряду еще с двумя заместителями губернатора, Игорем Эделем и Натальей Мартыновой, оказался среди первых областных чиновников, освобожденных от приставки и.о., хотя все остальные продолжают работать исполняющими обязанности, и состав облправительства до сих пор окончательно не сформирован. При этом пришлый для Ульяновской области Костомаров не является старым соратником Русских, значит, вероятно, оставить первого вице-губернатора в команде и наделить важными функциями губернатору могли настоятельно посоветовать в администрации президента. Вишенкой на торте служило участие Костомарова в послевыборной поездке с Русских на Эльбрус: туда, как считается, новый губернатор пригласил тех чиновников, на кого намерен опираться в дальнейшей работе.

   И вдруг – заявление на увольнение, распоряжение губернатора об освобождении от должности. Костомаров причину своей отставки не называет. Чьего решения тут больше – Костомарова, Русских или Москвы? И что на это повлияло? В Сети гуляет версия, что утром во вторник между губернатором и его заместителем состоялся резкий разговор. Может быть, Костомаров, имевший большие полномочия в регионе, стал их где-то чересчур превышать?

   Кстати можно предположить, что Костомаров свою отставку (независимо от причин) прогнозировал, поэтому на прошлой неделе на «часе здравоохранения» в облправительстве дал откровенно нелицеприятную оценку некоторым мерам, с помощью которых региональные власти собираются обуздать распространение коронавируса. И во многом был прав. Костомаров отметил, что штрафы для физических лиц, нарушающих введенные ограничения, влекут за собой лишь распыление сил и средств. По его словам, в первую очередь необходимо работать с юридическим лицами, которые получают прибыль, а значит должны нести социальную нагрузку. Также бывший заместитель губернатора отметил, что введение QR-кодов для посещения так называемых свободных от ковида зон (ресторанов, кафе, кинотеатров и т.п.) может оказаться непосильной задачей для региона:

   – Введение системы QR-кодов требует большой организационной работы, и я сомневаюсь, что мы сможем ее осилить. Мы не можем заставить людей просто маски носить в торговых центрах, а уж организовать проверку QR-кодов станет почти непосильной задачей. Опыт показывает, что после введения QR-кодов очень быстро растет прибыль охранников. Давайте относиться сдержанно к инициативе по введению QR-кодов.

   Теперь отвечать за все предстоит Алексею Русских. Ведь он принял региональное «наследство», не взыскав за него с предшественников, следует рекомендации свыше о преемственности власти. С увольнением Костомарова уходит некая ограниченная самостоятельность нового губернатора: ему предстоит напрямую выстраивать отношения и с Кремлем, и с региональными элитами, и с жителями, конечно. Еще раз попытаюсь выразить надежду, что Русских сам более плотно и тщательно займется кадровыми вопросами, в том числе заявленным им кадровым аудитом. Если нацелен не просто механически сократить управленческий аппарат, а развивать регион. Не исключено, что после отставки Костомарова мы увидим еще какие-то серьезные кадровые перемены.

Владимир Самарин