ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

От мониторинга овощи не дешевеют

   Если допустить, что Ульяновская область живет натуральным хозяйством (что произвела, то и потребила), то сможет ли она обеспечить себе продовольственную безопасность на ближайший год? И.о. министра областного АПК Михаил Семенкин считает, сможет, аргументируя тем, что региону достаточно собрать 800 тысяч тонн зерна, и он будет с хлебом, а уже намолочено более 500 тысяч. Однако главе агропрома трудно поверить, если к тому же включить в продовольственную безопасность стабильные приемлемые цены на основные продукты питания, что выглядит естественно.

   В прошлом году, например, сельхозпроизводители Ульяновской области получили рекордный урожай зерновых - два с лишним миллиона тонн, вдвое больше, чем ожидается сейчас при сходных площадях (на снижение урожайности повлияла жаркая, сухая погода). Но хлеб дорожал, мука тоже, о крупах и говорить нечего. Мукомолы и хлебопеки до сих пор, кстати, получают дотации из федерального бюджета, потому и держатся пока в рознице цены на их продукцию. Или взять растительное масло. Подсолнечника в Ульяновской области несколько лет подряд выращивают столько, что произведенного из него масла каждому жителю региона достанется почти по 100 литров на год. Однако отмени завтра ценовое соглашение между государством, поставщиками и продавцами о предельных 110 рублях за литр в розницу, уверен, стоимость этого продукта двинется вверх. В нынешнем году подсолнечника на полях региона опять посеяно вдоволь (252 тысячи гектаров, по площадям он уступает только озимой пшенице). Но тут я совсем не уверен, что растительное масло осенью не подорожает. В общем, у населения «мильон терзаний», а цены растут. И самое главное, что неожиданно и особенно больно ударило людей ценами – овощи к весне. Морковь с начала года подорожала в 3,6 раза, капуста – в 2,5 раза, картошка – в два раза… Морковь в какой-то момент совсем пропала из магазинов. Вот тебе натуральная продовольственная безопасность в отрицательном смысле.

   По словам и.о. министра Семенкина, морковь - культура трудозатратная и низкорентабельная, поэтому в России сегодня возделывается минимально. Везут ее теперь в наши магазины с Ближнего Востока, из Азии. Последние три-четыре года похожая ситуация с выращиванием картофеля, особенно если аграриям его негде хранить. Что же в такой ситуации предпринимает для продовольственной безопасности областное сельское хозяйство, подотчетное Семенкину? Да ничего, по большому счету. Картофель в хозяйствах региона посажен в этом году на площади всего лишь 1200 га. Собрать планируется 32 тысячи тонн. В прошлом году было около 24 тысяч тонн – невелика разница. С остальными овощами еще хуже. Год назад их собрали в нашем регионе почти 60 тысяч тонн, однако проблему не закрыли. На сей раз планируется только 48 тысяч. В облминсельхозе сетуют, что затраты на выращивание по интенсивной технологии гектара овощей в пять раз превышают возделывание гектара неприхотливого подсолнечника. А спрос на него вполне себе устойчивый.

   Возникает естественный вопрос: нельзя ли чем-то реально стимулировать сельчан на производство овощной продукции? Понятно, что Ульяновская область, как и другие, не живет натуральным хозяйством, поэтому не заставишь агрария продавать моркошку-картошку исключительно в своем регионе: с кем захочет, с тем и договорится о реализации, там, где выгоднее. Можно, наверное, включать в соглашение по дотациям условия о продаже части урожая через местные торговые точки и с минимальной наценкой. Только где хранить поставленные сельхозпроизводителем овощи, если он согласится? Для них нужны овощехранилища. Прежние советские, непрезентабельные, именовавшиеся в народе «гноилищами», распродали-порушили, но других-то нет. И большинство сельхозпредприятий тоже не имеет их за ненадобностью. А «овощегноилища» страну, получается, выручали. И ульяновский АПК «Свияга» выручал. Ненормальная, конечно, была там система, уродливая: спасать урожай в «Свиягу» постоянно гоняли работников всех городских предприятий, студентов всех учебных заведений, школьников – на прополку, на уборку. Однако эффективной замены сегодня не видно. В начале перестройки говорили, что рынок все расставит по местам. Он и расставил: импортные морковь и свекла в центре России продаются по 100 рублей за килограмм.

   Конечно, причина дорогих овощей не только в местном урожае и сельхозпроизводителях. Семенкин, выступая на комитете Законодательного Собрания, перечислил таких причин множество - взлетевшие мировые цены, проблемы с логистикой, диспаритет цен, подорожавшие коммунальные услуги, ослабление курса рубля… Минсельхозу в такой ситуации остается только мониторить стоимость продуктов и ждать реакции федералов. Важность в наше время постоянного мониторинга (по-русски – отслеживании) цен при торговле продовольственными товарами подчеркнул и председатель аграрного комитета ЗС Вячеслав Ковель. А депутаты ульяновской Гордумы прямо-таки активно занялись этим. Вот что сообщила в пресс-релизе УГД депутат Виктория Маркелова:

   - Провела мониторинг в трех магазинах. Качество продуктов примерно одинаковое, однако цены отличаются в полтора-два раза. Подобные мероприятия с участием депутатского корпуса будут проходить регулярно, пока не удастся добиться снижения цен повсеместно.

   Неужели народная избранница в самом деле верит, что такие походы изменят стоимость «борщевого набора»?

Владимир Самарин