ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

А долги останутся

   В одном из последних номеров «СК» сообщал, что наш регион не смог получить от банков коммерческие кредиты, а их замещение бюджетными продвигается со скрипом. И вот недавно появилась информация: Ульяновской области, чтобы расплатиться с банковскими заимствованиями, выделяется из федерального бюджета 13, 5 миллиарда рублей льготного кредитования. И вообще на ее пересохшую социально-экономическую почву готов пролиться обильный финансовый дождь из центра. Разберемся, насколько обильный.

   Кредиты для кредитов

   13,5 млрд рублей – это те самые льготные кредиты, с помощью которых, государство намеревается снизить налоговое бремя регионов. Всего на такие цели российский бюджет планирует ассигновать порядка 300 млрд рублей. На долю из этого котла претендуют регионы, задолженность которых по коммерческим кредитам превышает 25 процентов собственных доходов. Государственный долг Ульяновской области составляет сейчас 33,7 млрд рублей, основная часть из них - коммерческие кредиты. Для смягчения ситуации нам и предусмотрено 13 миллиардов. По словам первого заместителя председателя областного правительства Марины Алексеевой, это - один из крупных лимитов в стране и один из крупнейших за последние пять лет траншей для ульяновцев, в среднем мы получали прежде не более 3 млрд рублей. Льготный бюджетный кредит можно взять сроком до 2029 года и выплачивать равными долями с 2025 года до конца действия.

   Однако у этой поддержки имеются некоторые нюансы. Предусмотренные Ульяновской области 13 млрд можно тратить только на замещение прежних коммерческих заимствований - для выплат по кредитам, полученным от коммерческих банков или международных финансовых организаций, и на покрытие обязательств региона по облигационным займам (они нашей областью выпускались). Конечно, ставка по льготным бюджетным кредитам - 0,1 процента - значительно ниже, чем по коммерческим, которые достигают 10 процентов и более. Обслуживание государственного кредита будет обходиться региону значительно дешевле, что уже хорошо. Зампред правительства Алексеева ожидает в текущем году экономию свыше 250 млн рублей на обслуживании государственного долга от замены кредитов, а в последующем каждый год –по 600 млн рублей. Однако сэкономить такие суммы надо еще постараться, что будет зависеть от доходов областной казны. Если удастся, то экономия за весь срок до 2029 года составит около 5 млрд рублей. Это и станет приобретенной выгодой за восемь лет – негусто. А тело бюджетного кредита в 13 млрд рублей все равно придется гасить – долг остается долгом, его никто не списывает (сегодня, по крайней мере). Также при этом заимствовании регион обязан ограничить рост своего общего госдолга, доля которого не должна будет превышать 25 процентов от доходов областного бюджета – непростое условие.

   Это дается даром

   В середине июля правительство РФ выделило первый в 2021 году транш дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов. Сумма составила 50 млрд рублей (до конца года в бюджете на эти цели зарезервировано еще столько же). 55 субъектам федерации достались ассигнования в размере от 300 млн до 2 млрд рублей. Здесь Ульяновской области действительно перепал солидный куш по сравнению со многими - полтора миллиарда. Таких регионов оказалось лишь девять. Больше – 2 млрд рублей – получил лишь Хабаровский край, где тоже, как у нас, пройдут в сентябре губернаторские выборы. Даже Санкт-Петербургу досталось сейчас меньше – миллиард.

   В Ульяновской области эти 1,5 млрд рублей уже предварительно распределены по различным направлениям. Так, 55 млн рублей планируется направить на благоустройство и освещение населенных пунктов, 170 млн – на водоснабжение, водоотведение, обслуживание и ремонт сетей, 257 млн – на ремонт школ и детских садов в 22 муниципальных образованиях, 135 млн – на обновление общественного транспорта, 88 млн – на обеспечение жильем детей-сирот, 25 млн – на ликвидацию свалок в муниципалитетах, 30 млн – на модернизацию источников теплоснабжения,135 млн – на завершение проблемных домов при долевом строительстве.

   Еще 603,5 млн рублей выделяется нашему региону из федерального бюджета на пополнение средств ТФОМС. С этой суммой мы находимся где-то в середине общероссийского списка, а всего на медицинскую помощь правительство РФ дополнительно направляет 85 млрд рублей. Такая поддержка позволит своевременно проводить прием пациентов с различными заболеваниями в условиях повышенной нагрузки на медучреждения, не сокращать плановую помощь, а также сосредоточить дополнительные ресурсы на противодействии COVID-19. Речь идет, в том числе, о финансовом обеспечении стационарного лечения. Также Ульяновской области дополнительно предоставлено 374 млн рублей в виде гранта за достижение показателей оценки деятельности исполнительных органов власти. Средства планируется направить на решение социальных задач, расходные статьи уточняются.

   На что занять по лимиту?

   Ну и, наконец, пресловутые инфраструктурные кредиты на 15 лет под 3 процента годовых, обещанные субъектам РФ в президентском послании Совету Федерации. Их разрешается потратить, например, на проектирование, строительство или реконструкцию коммунальной, социальной и транспортной инфраструктуры. Займы также можно использовать на приобретение городского транспорта и другие цели, связанные с комплексным развитием территорий. Погашение кредитов стартует с третьего года после получения, что должно снизить нагрузку на региональные бюджеты. Предполагалось, что к 2024 году объем инфракредитов по стране достигнет 500 млрд рублей, а осчастливят ими регионы, у которых не слишком большая долговая нагрузка. Центр намекал, что следует поспешить: денег всем может не хватить. Однако регионы словно замерли, не выдвигая соответствующих глубоко проработанных проектов, которые можно было бы представить на суд российского руководства. Москва стала задаваться вопросом, а готовы ли на местах реально вложить деньги во что-нибудь инфраструктурное? Часть экспертов предполагали, что ряд регионов согласны остаться без этих федеральных денег, ничего не обновляя, лишь бы не осваивать средства под контролем Москвы (это подразумевалось изначально). С другой стороны и правительство РФ не доработало окончательно правила проведения отбора проектов.

   В итоге центр пошел по простому пути: распределил среди всех регионов лимиты по инфраструктурным кредитам. При этом якобы обращали внимание не столько на сумму госдолга субъектов, сколько на численность проживающего там населения. В итоге основные суммы инфракредитов (почти треть) придутся на Москву, Московскую область, Санкт- Петербург, Ростовскую область и Краснодарский край. Ульяновской области, по данным регионального правительства, одобрен лимит в 2,66 млрд рублей. Но со своими проектами она еще не определилась и в столице их не защищала. Не выбрать бы в суете какую-то ерунду.

Владимир Самарин