ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Симбирские страсти по Гоголю

Как оказалось, Николай Васильевич – нам не чужой

Конец минувшей недели в культурной жизни Ульяновска прошёл под знаменем Николая Васильевича Гоголя. Во всяком случае, случилось два события, которые были связаны с именем этого классика русской литературы. Правда, одно уже завершилось, а другое обещает временами повторяться. Но— обо всём по порядку…

Выставка закрылась, но она не последняя…

12 декабря прошлого года в Историко-мемориальном центре-музее Ивана Гончарова открылась выставка «Лики Гоголя», где были продемонстрированы портреты самого загадочного русского писателя, а также иллюстрации к его произведениям, созданные мастерами книжной графики как прошлого, так и позапрошлого столетия. И всё это — из фондов Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево», что расположен в Сергиево-Посадском районе Московской области. Закрытие выставки, произошедшее согласно заранее утверждённому плану 5 января, ознаменовалось визитом в Ульяновск директора музея-заповедника «Абрамцево» Елены Константиновны Ворониной, которая, пользуясь случаем, провела ещё и семинар по обмену опытом с ульяновскими музейными работниками.

Итак, почему Гоголь и почему именно в Ульяновске? Казалось бы, Николай Васильевич в Симбирске не бывал ни разу и с литературной историей нашего города никак не связан… Но, как выяснилось, это совсем не так. Во-первых, существует информация, что весной 1850 года Николай Васильевич навещал своего друга, литературного критика, историка литературы и мемуариста Павла Анненкова – его усадьба располагалась в селе Чириково, которое ныне находится на территории Цильнинского района. Кроме этого, Елена Константиновна поведала о том, что он был дружен и с другими известными симбирянами — например, с семейством Языковых и с автором «Аленького цветочка» Сергеем Аксаковым. А тот в свою очередь долгое время был владельцем усадьбы Абрамцево, где ныне расположен музей-заповедник. И Николай Васильевич был частым гостем в его подмосковном поместье, где прогулки по старому парку «наполняли душу умиротворением». В гостиной усадебного дома Гоголь даже читал вслух многочисленному семейству Аксаковых первую главу второго тома «Мёртвых душ».

В общем, то, что адресатом этой выставки стал Ульяновск, Елена Воронина объяснила так: «Поводом стала дружба Гоголя с Аксаковым. Они были знакомы с тех времён, когда Гоголь делал свои первые шаги в литературе, едва приехав в Москву. И сам Сергей Тимофеевич на тот момент ещё не испытал себя на этом поприще. И то, что Аксаков занялся литературной деятельностью, в значительной степени объясняется влиянием его друга и частого гостя — Гоголя».

Вот так! Возможно, не было бы Гоголя – не было бы и Аксакова как писателя!

Аксаковы ждали Гоголя, всегда тщательно готовились к его визитам, выделяли теплолюбивому литератору самую тёплую и уютную комнату. После безвременной кончины друга Сергей Тимофеевич обратился ко всем общим знакомым и друзьям с тем, чтобы они изложили на бумаге свои воспоминания о Гоголе, чувства и мысли, связанные с этим великим писателем. А в литературном наследии самого Сергея Тимофеевича — «История моего знакомства с Гоголем», книга, где собраны бесценные свидетельства о жизни Николая Васильевича, но, к сожалению, так и не законченная. В фондах музея-заповедника «Абрамцево» постепенно была собрана богатая коллекция предметов и рисунков, связанных с именем Гоголя. 

Ещё одной нитью, связующей Гоголя и Симбирск, стало расхожее мнение, что город, описанный в «Ревизоре», в значительной степени создан по мотивам рассказов друзей и знакомых о Симбирске. Впрочем, Елена Воронина эту версию не подтвердила, но и не опровергла: «Что касается образов, которые создал Гоголь, то они были типичны для всей России. Не только для Симбирска, Москвы или других городов. Так что многие симбирские чиновники вполне могли узнать самих себя среди действующих лиц «Ревизора». Итак, выставка закрылась, портреты Гоголя, иллюстрации к его книгам и даже реплика дорожной шкатулки Николая Васильевича отправились в родное Подмосковье, но это не первый и, явно, не последний совместный проект музея-заповедника «Абрамцево» с Ульяновским краеведческим музеем. Договор о сотрудничестве между двумя этими учреждениями был заключён ещё в 2019 году, он продолжает действовать, а уж тем для выставок наверняка найдётся ещё немало.

А в это время…

Так совпало, что в день закрытия выставки в Ульяновском молодёжном театре имени Бориса Александрова состоялась премьера моноспектакля «Записки сумасшедшего» по одноимённой повести того же Николая Васильевича Гоголя. Тема «маленького человека» вообще характерна именно для этого театра, но едва ли когда-либо ранее она прозвучала настолько пронзительно и трагично.

Актёр Артем Петров всё действо провёл на сцене в одиночестве, но одиноко ему, явно, не было. Собственные мысли, фантазии, видения преследовали его постоянно и загоняли в ловушку безумия, как собаки кролика. Кстати, о собаках… Титулярный советник Аксентий Иванович Поприщин живёт, хоть и весьма неспокойной, но зато весьма насыщенной жизнью, где есть всё — и любовь, заведомо безответная, и служба, хоть и совершенно бессмысленная, и непрерывный «поток сознания», который, в конце концов, возвышает его до положения «короля Испании»… Ну, сумасшедший, что возьмёшь… Он даже ухитряется выучить письменную форму собачьего языка и читает переписку собачки своей возлюбленной с её (собачки) кавалером.

Режиссёр Максим Копылов, поставивший этот моноспектакль по мотивам одного из самых загадочных произведений Гоголя, объяснил свой выбор просто: «Прочёл «Записки Сумасшедшего» и понял, что это моё, что это в какой-то степени обо мне…».

Конечно, по настоящему творческая личность нередко живёт на грани безумия, но в главном герое черты Максима Юрьевича Копылова, да и самого Николая Васильевича Гоголя угадываются с трудом. Так что, если какие-то параллели и есть, то очень глубинные. Природа психического заболевания главного героя, мелкого клерка из какого-то неназванного департамента, всё-таки имеет явно иную природу — её истоки в укоренившемся чувстве несправедливости бытия, в безмерных амбициях, для которых, по сути-то, нет никаких оснований. Кстати, Гоголь весьма достоверно описал симптомы развития шизофрении, поскольку его консультировал знакомый психиатр, который в период написания повести частенько у него гостил и рассказывал о своей врачебной практике. Повесть Гоголя написана около двухсот лет назад, но актуальность её со временем только крепчает. На какие только ухищрения не идут многие из наших современников, только ради того, чтобы обрести хоть какую-то известность… Благо, сейчас для этого не обязательно обладать ни умом, ни талантом…

Если присмотреться к большинству нынешних «звёзд» шоу-бизнеса, то совершенно нетрудно распознать их душевную пустоту и скудоумие. А сколько развелось таких, что готовы за «лайки» творить какие угодно мерзости? На их фоне гоголевский персонаж выглядит даже выигрышно. Служит себе в какой-то канцелярии, мечтает привлечь к себе внимание директорской дочки, на досуге не без успеха изучает собачий язык в письменном виде, а в минуты просветления даже осознаёт всю глубину собственного ничтожества. И вот — вершина блаженства — он представляет себя королём Испании. Что ж… Логично.  Завернуться в «королевские мантии» — лучший способ укрыться от реальности, способной свести с ума кого угодно. Даже самого Николая Васильевича Гоголя, который под конец жизни душевным здоровьем также не отличался… Кстати, «Записки сумасшедшего» были одним из первых произведений Николая Васильевича, и писал он эту повесть в тот непростой период своей жизни, когда пытался начать актёрскую карьеру, но успеха на этом поприще не достиг.  

Артему Петрову в этом смысле повезло больше. Он представил своего героя столь объёмно и даже натуралистично, что, возможно, у некоторой части зрителей возникло беспокойство по поводу состояния психики самого актёра. Но оно было развеяно финальным выходом «на аплодисменты», где перед публикой предстал абсолютно адекватный и жизнерадостный человек. Так что искусством перевоплощения Артём, несомненно, обладает. А то, что отдельные зрители вынесли из зала чувство душевного смятения – то это нормально. В конце концов, искусство призвано не только радовать и вдохновлять, но и тревожить, беспокоить и показывать изъяны бытия, которые в обычной жизни многие из нас стараются не замечать.

Анатолий Капустин

Фото https://vk.com/event177230624