ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Поможет ли УАЗу новый директор?

Почти через год после того, как Ульяновский автомобильный завод сменил хозяев, на предприятии появился новый генеральный директор. С февраля 2023 года им стал 45-летний Алексей Спирин. Принесет ли это изменения на УАЗ и какие? В прошлом году дела у автозавода складывались не лучшим образом, как и у всего отечественного автопрома. 

Напомним, УАЗ давно является основным активом группы компаний «Соллерс Авто». В прошлом году, после начала спецоперации на Украине, основной владелец «Соллерс Авто» Вадим Швецов, контролировавший компанию с 2007 года, продал свой пакет акций новой фирме — «Альтер Инвест», которую специально под это дело создал топ-менеджмент «Соллерса». Соучредителями «Альтер Инвеста» стали генеральный директор (на тот момент) УАЗа Адиль Ширинов, генеральный директор «Соллерс Авто» Николай Соболев и заместитель гендиректора «Соллерс Авто» Зоя Каика. Они в итоге и оказались официальными хозяевами Ульяновского автозавода. Ширинов остался его генеральным директором (занимал эту должность с 2019 года), а заодно возглавил совет директоров «Соллерса».

Теперь на УАЗе, видимо, пришла пора новых кадровых передвижек в высшем руководстве: гендиректором был назначен уроженец Тольятти Алексей Спирин.  Коллективу автозавода он хорошо известен: более трех лет Спирин являлся исполнительным директором УАЗа, пришел сюда вслед за Шириновым с завода «Форд Соллерс» в Набережных Челнах, где они работали вместе. Начинал же Спирин свою автомобилестроительную карьеру на ВАЗе, мастером участка. Потом работал на других автопредприятиях, а в 2008 году оказался в группе компаний «Соллерс». Прошел путь от начальника цеха окраски и руководителя департамента до директора производства. С 2015 года Спирин возглавлял завод «Форд Соллерс» в Набережных Челнах и находился в прямом подчинении у Ширинова (последний занимал пост президента). После ухода компании «Форд» из России в 2019 году и назначения Ширинова гендиректором УАЗа Спирин был переведен в Ульяновск вместе с командой ключевых менеджеров.

Как сказал  Ширинов после назначения гендиректором Спирина, состоявшаяся кадровая ротация отражает уже сложившуюся за минувший год структуру управления, в которой операционные руководители автозаводов ГК «Соллерс» приняли на себя всю полноту полномочий по обеспечению текущей производственной деятельности, а совет директоров и менеджмент ГК сосредоточились на вопросах стратегии, развития продуктовой линейки, формирования новых партнерств в области производства автомобилей и компонентной базы, а также на вопросах подготовки и реализации инвестиционной программы группы. Ширинов также отметил, что кредит доверия у Спирина очень высокий.

Визит на УАЗ для встречи с новым гендиректором, как водится в таких ситуациях, совершил губернатор Алексей Русских. В ходе их встречи прозвучало, что в прошлом году автозавод выпустил 35 тысяч машин и надо наращивать производство. Спирин сообщил о том, что в 2023 году рабочим и инженерно-техническому персоналу предприятия зарплата будет поэтапно проиндексирована на 12 процентов. Индексация, конечно, мощная, да еще и поэтапная – не всё сразу. Это говорит лишь о том, что положение на УАЗе не ахти. Ширинов, кстати, признает, что повышения зарплат происходят довольно скромные, но отмечает, что их стараются делать каждый год. Сомнительное достижение, если индексировать доходы ежегодно на «три копейки». Хотя, безусловно, лучше, чем ничего. Не впечатляют и 35 тысяч собранных за год автомобилей по сравнению с тем, на что УАЗ был способен прежде. Давно упавший спрос на ульяновские внедорожники восстановить толком не удается.

Когда в прошлом году у «Соллерс» и УАЗа сменился собственник, новые владельцы компании говорили, что в условиях спецоперации необходимо переключаться на новых партнеров и поставщиков, обеспечивать стабильную работу предприятия.  Руководство компании рассчитывало завершить переговоры о постановке производства на УАЗе перспективных продуктов и до конца 2022 года сформировать долгосрочную стратегию развития. Однако переговоры насчет новой продукции с китайским автоконцерном Chery («Чери») зашли в прошлом году в тупик: представители Поднебесной отказались от локализации своих моделей в Ульяновске, опасаясь санкций со стороны Запада. А какими получаются стратегия развития ульяновского автозавода, устойчивость его бизнеса можно отчасти судить по итогам минувшего года. Продажи легких коммерческих автомобилей УАЗа снизились на 18 процентов — до 13,3 тысячи штук. По внедорожникам лидируют продажи «Патриота»: реализовано 6,9 тысячи машин. Но здесь имеется падение на 46 процентов. Аукается и то, что «Патриот» серьезно зависит от импортных комплектующих. Некоторый рост продаж показал «Хантер» — на 3,5 процента. Однако, когда узнаёшь, что при этом росте реализация «Хантеров» достигла 558 штук, становится грустно.

Не лучше начинается для российского автопрома и год нынешний. В России в январе, по данным Ассоциации европейского бизнеса, было продано 32 499 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 63 процента меньше, чем за тот же месяц прошлого года. Находится в этом негативном тренде и УАЗ, хотя и со значительно меньшим падением — 11 процентов. В январе 2022 года было продано 1325 ульяновских вездеходов, в январе 2023 года - 1185. Наименьшее падение в стране имеет «Лада» — 5 процентов (продано 17468 автомобилей). Из уазовской продукции продолжает страдать «Патриот»: в январе 2023 его продажи упали с 488 до 256 штук год к году.

С момента прихода на УАЗ в 2000-х годах инвесторы пытаются обновить модельный ряд ульяновских внедорожников перспективными модификациями, однако желаемого эффекта не достигают ни в одном направлении. Ни «Патриот», ни «Хантер», ни «Пикап», ни новые грузовики и близко не встали по объему продаж с УАЗ-469 или «буханками» советских времен, которые наряду с высокой проходимостью были недороги, просты в эксплуатации и довольно легко ремонтировались. Наверное, они морально устарели, но достойной смены им на УАЗе не находится до сих пор.

Александр ГАЛКИН

Фото https://journal.ab-club.ru/news/prado-po-russki-uaz-rasskazal-kogda-vypustit-novyj-patriot/