Достаток или безвкусица?

   В выставочном зале Квартиры-музея семьи Ульяновых (площадь Ленина, 1в) начала работу выставка «Очарование старины». Причем под стариной в этом случае понимается не такое уж далекое время, всего лишь советская эпоха. Выставка демонстрирует важную часть советского быта – украшение жилья. Многие из этих вещей до сих пор стоят в шкафах и на полках старых квартир. Экспонаты для временной экспозиции предоставил из своей личной коллекции старший научный сотрудник музея Ленинского мемориала Валерий Перфилов. Он сам и встретил посетителей, открывая выставку.

   Валерий Александрович рассказал, что смолоду увлекается коллекционированием, собиранием разных вещей, которые вроде бы и не представляли какой-то особой художественной ценности, а просто широко использовались в быту. Вот сейчас на стенах и в витринах показаны разнообразные ковры и статуэтки малых форм из гипса.

   По словам Валерия Перфилова, ковры в России появились в XVIII веке. Они пришли к нам с Востока и из Европы. Особенное распространение настенные ковры получили в советскую эпоху. Они были из разных материалов. Дорогие – из шерсти, шелка, гобелены. Более дешевые – из плюша, велюра, других тканей. Были и совсем дешевые – на клеенке. Все помнят «живопИсь» из фильма «Операция Ы». Большое количество ковров-трофеев привезли из Германии возвращавшиеся домой фронтовики после окончания Второй мировой войны. Военачальники везли вагонами ковры, фарфоровые сервизы, картины, а простые солдаты – то, что могло поместиться в заплечный мешок. Ковры из ГДР привозили и позже -уже военнослужащие, проходившие службу в этой республике. Немецкие ковры были лучше качеством, чем выпускавшиеся в СССР, и говорят, там их изготавливали специально для экспорта в нашу страну, зная, как они у нас популярны. В 60-е годы XX века советские люди стали получать отдельные квартиры в «хрущевках» и расцвела мода на ковры, которые использовались для украшения нового жилища, для демонстрации достатка. К тому же ковры на стенах помогали улучшить звукоизоляцию в новых постройках, может быть, даже утеплить и скрыть какие-то строительные недочеты. Ковры доставали по знакомству, стояли за ними в очередях. Это был достойный подарок на свадьбу близким людям.

   Валерий Александрович рассказал, что самым распространенным изображением на настенных коврах можно считать медведей с картины Ивана Шишкина. Очень часто изображались олени. А этот обычай, вероятно, пришел к нам из Европы, где коврами украшались замки и охотничьи дома. Если на ковре три васнецовских богатыря, это вовсе не говорит о том, что ковер изготовлен в России. Продукцию с таким рисунком могли выпустить для экспорта в СССР на немецких предприятиях.

   С течением времени мода на настенные ковры прошла. Их стали убирать сначала на диван, потом на пол, на балкон, потом стали увозить на дачу, резать на куски и еще как-то использовать. Но мода переменчива, циклична, и, возможно, все ушедшее еще вернется.

   С коврами в экспозиции соседствует собрание гипсовых скульптур малых форм. Здесь представлены фигурки советских тружеников, спортсменов, фигурки детей-пионеров, предметы, отражавшие восхищение искусством – скульптурные изображения балерин. Особое место уделено сюжетам сказок и народным мотивам. Любой советский человек сразу узнает в гипсовом пареньке в военном тулупе, с кисетом, письмом и гармошкой в руках героя поэмы Александра Твардовского Василия Теркина, в послевоенные годы он стал символом солдата-героя Великой Отечественной войны. Пограничник с собакой – это знаменитый Карацупа, задержавший немало шпионов-диверсантов. А рядом можно легко узнать киношного Ивана Бровкина.

   «Кустарный промысел по изготовлению небольших гипсовых фигурок появился в России более века назад. После Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны кустари организуются в артели. Новый советский быт диктовал новые темы. Наряду с прежними затейливо вычурными изделиями (вазами, кукольными головками) появляются лаконично-прямолинейные статуэтки красноармейцев в длинных шинелях и буденовках. Не забывали мастера-литейщики и анималистический жанр с уже ставшими привычными фигурками зайцев с морковками, собачек, кошечек, всевозможных домашних птиц. Эти непритязательные вещи охотно раскупались городскими и сельскими жителями. Мода на гипсовую скульптуру широко распространилась в СССР после войны. Мастерами создавались работы на самые разные сюжеты: анималистические скульптуры, знаменитые поэты, писатели, исторические деятели. Для украшения рабочих кабинетов и официальных учреждений были популярны «кабинетные» гипсовые бюсты политических лидеров и военных», - рассказывает Валерий Перфилов.

   Большое производство гипсовых статуэток было налажено в городке Кунгур, где работала артель имени 18-й партийной конференции. Сначала здешние мастера делали простых кошечек и собачек, затем продукция стала более разнообразной. В 60-е годы власти потребовали, чтобы гипсовые статуэтки несли идеологическую нагрузку. Стали появляться фигурки людей с книгами или мечтательно смотрящих куда-то вдаль - вероятно, в «светлое будущее».

   Фигуры из гипса отливались в форме, а расписывались всегда вручную, поэтому один и тот же сюжет может различаться оттенками красок.

   Ознакомиться с выставкой можно до 14 ноября ежедневно, с 10.00 до 18.00. Вход – по билету в Квартиру-музей семьи Ульяновых.

Фото Веры ПЕТРОВОЙ