Шалягина «сливает» ульяновскую медицину
Новоявленный министр здравоохранения Ульяновской области Мария Шалягина планирует до конца текущего года провести оптимизацию лечебных учреждений региона, объединив с более крупными целый ряд районных больниц, поликлиники, детские специализированные центры. Цель сего действа - концентрация оборудования и кадров. Простым смертным, как и медперсоналу лечебных заведений, переживать не стоит, заверяют чиновники. Но так ли это, и не обернутся ли на деле посулы чиновников окончательным уничтожением и без того проблемной отрасли?
На днях жители Ульяновска, в числе которых – родители детей-инвалидов – разместили в Сети петицию против «оптимизации» госучреждений здравоохранения области. В числе адресатов обращения - Президент РФ Владимир Путин, а также спикеры Совфеда и Госдумы, председатель правительства и министр здравоохранения РФ.
В петиции отмечается, что в регионе «началась очередная волна так называемой «оптимизации» учреждений здравоохранения», «с 2021 года это уже третья или четвертая попытка». Среди реорганизуемых учреждений здравоохранения — детские специализированные психоневрологические больницы (ДСПБ), которые планируется объединить со взрослыми клиниками. Родители детей-инвалидов полагают, что в случае слияния будет потеряна возможность полноценного лечения детей, использование всего комплекса процедур, оборудования и услуг станет недоступным, высококвалифицированные специалисты не будут, как прежде, оказывать пристальное внимание каждому ребенку, и на выходе вместо уникального учреждения останется просто неврологическое отделение при горбольнице. Граждане отмечают, что медучреждения нуждаются не в оптимизации, а «в адекватном полноценном финансировании», и просят руководство страны «помочь спасти существующую систему здравоохранения в Ульяновской области, сохранить лучшее из уже созданного».
Надо отметить, что оптимизация (или слияние, поглощение, укрупнение) госучреждений Ульяновской области готовится новым министром почти в атмосфере секретности: о происходящем не в курсе депутаты Заксобрания, члены Общественной палаты, пресса, широкая общественность, медики и пациенты. На днях в стенах Дома Советов прошло закрытое заседание социального комитета с обсуждением вопросов планируемой реорганизации, о которой, как отмечают парламентарии, ранее они сами не знали. Совещание прошло в закрытом режиме, представителей СМИ на него не пустили, трансляция не велась.
На заседании министр здравоохранения Мария Шалягина подтвердила депутатам наличие планов предстоящей оптимизации и представила соответствующую презентацию. Так, в Мелекесском районе планируется объединить в одно юрлицо — единую больницу района — пять учреждений здравоохранения: Зерносовхозскую, Мулловскую, Новомайнскую, Тиинскую и Рязановскую участковые больницы; ДСПБ №1 в Засвияжском районе объединить с Ульяновской областной клинической психиатрической больницей им. В.А. Копосова и создать Центр ментального здоровья; ДСПБ №2 в Заволжском районе объединить с Городской клинической больницей святого апостола Андрея Первозванного; Областной кардиологический диспансер — с Ульяновской областной клинической больницей «в целях создания единого замкнутого цикла по кардиологической помощи»; Областную детскую инфекционную больницу — с Ульяновской областной детской клинической больницей им. Ю.Ф. Горячева; Барышскую ЦРБ — с Базарносызганской ЦРБ; три поликлиники в Заволжье (№3, №5 и №6) объединить в одно юрлицо. Во всех этих медучреждениях должны пройти встречи с коллективами для разъяснения планов минздрава.
Главный аргумент Шалягиной за оптимизацию – это «концентрация оборудования и кадров с укомлектованием штата узкими специалистами», то есть возможность объединить медспециалистов разных учреждений в одно юрлицо, чтобы обеспечить пациентов более полным спектром услуг. Важное обещание, озвученное минздравом, – сохранение всех зданий объединяемых учреждений и мест приема специалистов в привычных для ульяновцев локациях. А вот администрация сливаемых больниц попадет под сокращение, и не у дел останется ряд главврачей.
Ульяновцы не разделяют оптимистических настроений чиновников относительно реформы системы здравоохранения, поскольку негативный опыт укрупнения больниц уже имеется. К примеру, в Новом городе ранее две поликлиники были присоединены к стационару на Сурова. «Так теперь, во-первых, туда не попадешь, а если и попадешь, то половину процедур – платно. А в поликлинике по месту жительства не осталось ничего», - делятся горожане в соцсетях.
Надо отметить, что похожий вариант оптимизации ранее уже планировал вице-премьер Сергей Кучиц, уволившийся из правительства и ушедший на СВО хирургом. Тогда депутаты раскритиковали проект, отметив, что он требует детальной проработки, а также широкого общественного обсуждения.
Так что же такое оптимизация – благо или уничтожение медучреждений? Почему реформа готовится практически под грифом «секретно»? Не принесут ли эти «благие намерения» урезание финансирования и сокращение медицинских услуг? Ведь может статься, что оптимизация здравоохранения, которая на словах представляется как улучшение, в реальности приведет к сокращению доступности медицинских услуг и ухудшению качества обслуживания.
Наталия Буланова
Фото: https://msk.kprf.ru/