Проблемы медицины: зарплаты – вниз, долги – вверх
Счетная палата провела аудит медучреждений, работающих в системе ОМС за 2023 год. Проверка выявила неутешительные результаты - долги больниц растут, а доходы медработников падают. Государство пытается решать проблемы с доходами медиков точечно, в том числе за счет повышения социальных выплат для отдельных категорий. Такая тактика приводит к текучке кадров и недовольству оставшихся без доплат сотрудников системы здравоохранения, таких, в частности, как работников скорой помощи. Как результат – снижение качества оказания медицинской помощи. Отрасль бесплатной медицины с каждым днем выглядит все более удручающе.
Недофинансирование
Главное слабое место в российской системе здравоохранения, из которого вытекают все остальные проблемы, — длительное недофинансирование из государственных источников.
Долгие годы на систему здравоохранения в России государство тратило максимум 3,1% ВВП, а «новые» страны Евросоюза, которые близки к РФ по уровню ВВП на душу населения, расходовали около 5% ВВП. «Старые» страны Евросоюза тратят на бесплатную медицину еще больше — 7—8%, некоторые страны — до 10% ВВП.
В результате длительного недофинансирования российского здравоохранения сформировались серьезные проблемы: недостаточное обеспечение населения бесплатными лекарствами, дефицит медицинских кадров, особенно выраженный в первичном звене здравоохранения, низкие тарифы на оплату медицинской помощи.
Долги больниц растут
По итогам девяти месяцев 2023 года долги российских больниц увеличились на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Суммарная задолженность повысилась на 10,2 млрд – до 25,6 млрд рублей. В Ульяновской области кредиторская задолженность составляет более 680 млн рублей.
Более 64% расходов медучреждений приходится на зарплаты сотрудников. По результатам первого полугодия 2023 года требования к уровню зарплат врачей не исполнили 55 субъектов (в 2022 году – 27), среднего медицинского персонала – 32 (в 2022-м – 18), младшего персонала – 76 регионов (годом ранее – 60). Напомним, согласно майским указам президента от 2012 года, заработная плата врачей должна составлять 200% от средней по региону, среднего и младшего медперсонала – 100%.
Аналитики Счетной палаты указывают: нехватка средств у больниц наблюдается в том числе из-за раздутого штата административного персонала. Проверка выявила, что в 2022 году в ряде регионов средняя доля административно-управленческого персонала превышала 40% при доле врачей 11,1%. И если среднего и младшего медицинского персонала по причине просроченной задолженности для руководства в «порядке вещей» - лишить премий и части надбавок, то администрация медучреждения их получит при любом раскладе вещей.
Доходы медиков падают
По данным Росстата, на которые ссылаются в том числе аналитики Счетной палаты, зарплаты медиков по итогам года увеличились. Врач получает в среднем 105 455 рублей, средний медицинский персонал – 52 710 рублей, а младший – 44 965 рублей. Медработники утверждают, что такие зарплаты получают в основном сотрудники здравоохранения в Москве и на Крайнем Севере, в других же регионах цифры можно делить на два. Из-за низкой оплаты труда дефицит специалистов ежегодно повышается, а попытки решить проблему полумерами приводят к тому, что одна проблема сменяется другой.
Так в Ульяновской области дефицит врачей составляет 50% (или 500 человек), 68% - дефицит среднего медицинского персонала. И все мотивирующие программы, такие как «Земский доктор» и «Земский фельдшер», приносят незначительное пополнение рядов ульяновских медиков – их буквально можно перечесть по пальцам.
После того как 1 марта был существенно поднят размер соцвыплат для ряда медицинских работников из сел и малых городов, медики, для которых надбавки не были предусмотрены, стали массово записывать видеообращения к Владимиру Путину с просьбой устранить несправедливость. Президенту пожаловались более 70 отделений скорой помощи со всей страны, сотрудники стационаров и паллиативных отделений.
Работники скорой помощи Карсунской Центральной районной больницы (ЦРБ) Ульяновской области тоже обратились к Президенту. Ситуация странная: врачам и средним медработникам районных ЦРБ с 1 марта подняли социальные выплаты до 30 тысяч рублей, а фельдшеров скорой (так как врачей на скорой в районах не осталось) помощи забыли. Также, как совсем без выплат остались водители бригад скорой медицинской помощи.
По свидетельству медработников, во многих регионах страны после мартовского повышения окладов были урезаны стимулирующие выплаты. В результате в некоторых случаях персонал стал получать даже меньше.
Не секрет, что нагрузка на «скорой» значительно выше, чем у терапевтов в поликлинике, а зарплаты копеечные даже если взять полторы-две ставки. Текучка на скорой помощи колоссальная: люди увольняются один за одним, чтобы устроиться на позиции, где положена надбавка. Встает вопрос: кто дальше будет спасать людей?
Между тем повышение зарплат для бюджетников, прежде всего медиков, в очередной раз отложили. Первоначально внедрение новой системы оплаты труда для медработников было анонсировано в 2021 году, потом перенесено на 2025-й. А теперь в соответствии с новым указом Президента РФ уже на 2027 год. Суть нового подхода заключается в том, что базовый оклад должен стать единым для всех регионов, а дополнительные выплаты начисляться по прозрачной и понятной схеме. На реализацию этого мероприятия в 2022 году требовалось дополнительно около 500 млрд рублей.
Александр Данилевский
Фото: https://www.solidarnost.org/