Коррупция на тендерах или совпадение?
Написать этот материал нас побудило сообщение о том, что департамент автодорог отменил несколько аукционов на ремонт дорог межмуниципального, регионального значения и моста через ручей Белый Ключ в Сурском районе. Сумма, выделенная на исполнение контракта, составляла сотни миллионов рублей.
Пока шел розыгрыш этого тендера, бродили слухи, что конкурсную документацию подготовили под единого крупного подрядчика. Якобы, профильное ведомство исключило из документации пороговые значения по допуску организаций, имеющих опыт в сфере дорожного строительства. Теперь крупным компаниям для победы в конкурсе просто незачем давать ценовое предложение ниже максимальной цены контракта, они могут перекрыть это «опытом», а более мелкому бизнесу для участия в конкурсе надо «уронить цену» до 60% от стоимости контракта.
Сама процедура отбора проходит в два этапа, оцениваются «опыт участника» и предложенная цена. Только после подачи заявки участникам открывается вторая часть документации. В ней содержатся все документы, в том числе и для неценовых критериев оценки. Вместе с ценой, компании прикладывают свой опыт – это исполненные контакты. Максимум баллов за опыт получает тот, кто приложил больше всего опыта. Это определяется по совокупности цен исполненных контрактов.
То есть один исполненный контракт на 100 миллионов рублей или 100 исполненных контрактов по миллиону рублей – равнозначны. Соответственно, тот, кто приложил минимальный «опыт», получает 0 баллов, участник с максимальным опытом – 100 баллов. Получается также, как когда при устройстве на работу молодого специалиста, от него требуют 20-летний стаж. Ну, а где его взять, если на работу просто не берут без опыта? Так и здесь.
Далее эти баллы, согласно формуле, умножаются на коэффициент значимости 0,4. То есть максимальное количество баллов, которое можно получить за опыт, составляет 40. Если участников двое, то тут все просто. Если больше двух, то оценка идет по шкале.
Цена открывается только после публикации первого протокола. Заказчику открываются блоки заявок с предложенной исполнителями ценой. И здесь оценка также идет по формуле, где тот, кто предложил наименьшую цену исполнения контракта, получает максимальные 100 баллов. Тот, кто выставит самое «дорогое» предложение получает меньше всего баллов. Но, в данном случае - не 0. Это количество баллов умножается на коэффициент значимости. Он составляет 0,6.
Таким образом, маленькая начинающая компания, чтобы получить контракт, может опираться только на снижение цены, а это для нее экономически невыгодно.
Отмена пороговых значений для небольших компаний подобна смерти. Ведь, если в опыте участник ничего не предложил, то получается, что ему априори не хватает 40 баллов. Это работает таким образом: в прошлом году в торгах на ремонт дорог был верхний порог у оценки опыта. Например, если цена контракта – 100 миллионов, то все, кто приложил опыт исполнения контрактов менее чем на 100 миллионов, автоматически получали 0 баллов. Как говорится, «не жили хорошо, так нечего и начинать».
Если есть верхний порог, например, в 250 миллионов, то те участники, которые приложат «опыт» на 250 миллионов рублей и более, получат 100 баллов. И это никаким экономически обоснованным снижением цены не перебить. В молодежной чреде есть сентенция, которая иллюстрирует подобное лучше всего: «Конкуренция вышла из чата».
Однако, есть и другое мнение, что закупки вряд ли готовились под одного подрядчика. Аргументация следующая: аукционы объявили в разные дни, поэтому «зайти и сразу все забрать не получится», ну и, кроме того, федеральным игрокам вряд ли интересны наши относительно мелкие контракты.
Тем не менее, результаты все же отменили. Министр транспорта Сергей Воронцов сказал, что «торги отменены из-за ошибки в документации, департамент сейчас вносит корректировки».
На фоне всего вышеизложенного больше не звучит странно, что «компания «Самаратрансстрой» получит из бюджета Ульяновской области 666 миллионов рублей на содержание автодорог в нескольких районах и в Ульяновске». В данном случае, кстати, закупка у единственного поставщика согласована областным правительством.
Удивительно, но в формальные и формульные критерии оценки не попадает другой «опыт» компаний. Например, что ранее ООО «Самаратрансстрой» было признано виновным в картельном сговоре на 4 миллиарда рублей по контракту на ремонт дорог в Самарской области при подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Петр Иванов
Фото: rosdornii.ru/proekty/bkd/