Какие судьбы, такое и Отечество
В Ульяновске – театральный фестиваль с историческим акцентом
Состоявшийся 8-15 декабря в Ульяновске восьмой по счету Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы» - это традиционно не только спектакли Ульяновской области на псевдо-, около- и совсем не исторические темы, но и гостевые труппы со всей России. А до позапрошлого года иногда даже из дальнего зарубежья. Так почти было и в этом году. Так, да не совсем.
Регион под занавес 2023-го представляли восемь спектаклей. Ровно половину из них сыграл организующий это действо Ульяновский театр драмы им. И.А. Гончарова. Гости из Москвы, Питера и соседней Самарской губернии привезли четыре постановки. Такая диспропорция сил намекает на то, что исторически-театральный фест становится даже не междусобойным, а форумом для одного конкретного театра. Или это только так кажется…
Театр на Литейном из Санкт-Петербурга, руководимый бывшим худруком ульяновского театра драмы Сергеем Морозовым, представил в рамках фестивальной программы свою прошлогоднюю премьеру - фрагменты романа Дмитрия Мережковского в постановке самого Сергея Анатольевича «Петр и Алексей». Произведение одного из самых популярных русских историософов имеет основной заголовок «Антихрист». Тут бы и развернуться в сценическом исследовании неоднозначной и противоречивой натуры первого всероссийского императора. Ан, нет. Царь-реформатор всю дорогу занят воспитанием половоперезрелого наследника. И других дел у Петра Алексеича нет. Даже минимализм декораций – трон-трансформер на пустой сцене - как бы лишь подчеркивает, что ждать от этой постановки глобального театрального осмысления - тщета. Оного и нет. А без этого не без таланта интерпретация Мережковского превращается лишь в пышную актерскую реконструкцию.
Закрывались «Отечество и судьбы» спектаклем театра «Колесо» из Тольятти. Историческая драма «Татищев. Сказание о звере мамонте» - попытка сценического байопика основателя сегодняшнего Тольятти Василия Никитича Татищева. Больше двух часов дворцовых интриг, мистицизма и модного нынче политического противостояния России и Западной Европы утомляют временами, такое ощущение, даже самих создателей спектакля. В результате похоже на длинный и изрядно запутанный сон…
Московский еврейский театр «Шалом» сегодня в первую очередь – его художественный руководитель Олег Липовецкий. И это Олег Михайлович доказал показанным на ульяновском театральном фестивале моноспектаклем «Жирная Люба». «Шаломчане» вообще примазываться к Клио не стали и честно показали две отчасти бытовые и полные неповторимого еврейского юмора истории о простых людях. Которые Историю, собственно, и творят. Липовецкий блистательно возрождает успешно похороненный его демиургом Гришковцом жанр авторского театра. Он и есть «Жирная Люба» - спектакль создан по одноименной книге режиссера. Лирический герой носит фамилию Любашевский. Он балансирует на грани беззащитной трогательности и искреннего мачизма. И если автор Гришковец в рамках жанра любит больше себя, то собеседник Липовецкий – коллективного слушателя размером со зрительный зал. Коннектит виртуозно вплоть до тонких и точных реакций на внезапно вибрирующие мобильники. И до мурашек швыряет публику от слез очищения к гомерическому хохоту узнавания. И обратно. В этом смысле «Моня Цацкес – знаменосец», вторая фестивальная постановка «Шалома», хоть и не лишена все тех же прелестных отсылок иносказаний древнего народа с ветхо- и новозаветными коннотациями, в большей степени явление масскультурное. И мировое. В хорошем смысле слова «мир».
Алексей Романов
Фото: feedz.ru
Подпись: Моноспектакль «Жирная Люба»