Яйца министра
Ситуация с подорожанием, а потом и вовсе пропажей куриных яиц с полок магазинов в России попала в поле обсуждения на прямой линии президента РФ. Владимир Владимирович со свойственным ему юмором тут же в прямом эфире задал вопрос министру сельского хозяйства, есть ли у того яйца. И, хотя ответ и прозвучал обнадеживающе, проблема не решена до сих пор. Так в чем же дело? Вы знаете, что мы любую проблему рассматриваем ретроспективно. Так поступим и сейчас.
В советское время дефицита куриных яиц не случалось. Они продавались всегда и везде, имели четкий ценник по всей стране и изменить цену на них могло только постановление ЦК КПСС, а уж никак не производитель и не продавец. Кроме того, в селах и деревнях России практически в каждом дворе гуляло н-ое количество кур, которых особо никто не считал.
На куриное мясо дефицит был. Но так было ориентировано птицеводство: огромное количество несушек, но никаких бройлеров. Бройлеры, как порода, на птичниках появились массово лишь к концу 80-х.
Каждая птицефабрика в то время была полностью автономной. Казалось бы, работай и все будет хорошо, но…Грянули 90-е и отрасль начали разваливать.
Начался массовый завоз из-за границы «ножек Буша», который резко снизил покупаемость отечественной продукции. На окорочках все просто помешались. Диетическую грудку никто не хотел. Предпочитали купить 3 кг окорочков, нежели 3-килограммовую нашу курицу. Это был первый удар по местным производителям.
Вторым ударом стали проблемы с кормами. Начали подводить партнеры: дышащие на ладан в 90-е колхозы не могли себе позволить продать дешевле или дать в долг сырье для производства кормов. Внутренней кооперации в жестоких условиях эпохи «первоначального накопления капитала» не получалось. Птицефабрики и колхозы пытались работать даже себе в убыток, но…
Вначале 2000-х главным вектором развития России считалось вступление в ВТО. Одним из условий принятия нашей страны во Всемирную торговую организацию было убрать малоэффективные производства, сделав упор на высокоэффективные отрасли. Поскольку сельское хозяйство тогда совсем не блистало, колхозы, птицефабрики и прочее по всей стране начали массово закрывать и перепрофилировать.
В регионе все то, что происходило в России, началось чуть позже, после 2005. Особую роль в уничтожении остатков советского способа хозяйствования в Ульяновской области сыграли два человека: генерал-губернатор Шаманов и просто губернатор Морозов. Вспомнить хотя бы как закрылись новомайнская, чердаклинская, тагайская, большеключищинская и другие птицефабрики. Как закрылся кузоватовский комбикормовый завод. Власти это сделали специально. Еще тогда было понятно, что Ульяновский птицепром убивают в угоду мордовским и чувашским предприятиям, потому что именно их курами и яйцом заваливали прилавки ульяновских магазинов.
Наши птицефабрики были поставлены перед необходимостью убрать часть производства и переориентироваться на выпуск строго определенного вида продукции: цыплят для продажи, куриного мяса, либо просто яиц. Но каждое из этих направлений сопровождалось определенными сложностями.
Племенное птицеводство к тому времени в России почти перестало существовать. Яйца для инкубации, технику и оборудование для птичников теперь нужно было закупать в странах западной и восточной Европы.
В итоге цеха производили, в основном, цыплят на продажу. Но товар этот, пусть он ходовой и прибыльный, сезонный. Мало кто готов покупать суточных или двухнедельных птенцов зимой. Все остальное время фабрики либо простаивали, либо пытались производить что-то еще.
Тех цыплят, что не были проданы весной и вначале лета, оставляли на доращивание с последующей реализацией. Однако тут возникала проблема с кормами для птицы. Производить комбикорм сами птичники уже не могли, а закупить по близости их стало негде. Если раньше в колхозах сеялся весь спектр зерновых культур, и вокруг каждого села были поля с гречихой, кукурузой, овсом, ячменем, рожью, горохом, пшеницей – как минимум (еще были овощи), то теперь современные «фермеры – однодневки» всю область засаживали исключительно «семечкой». Закупать корма где-то в другом месте можно, однако, во-первых, дорого, а, во-вторых, проблематично хранить. Закупка же малого количества не позволяла иметь большое поголовье на птицефабрике.
Поэтому на птицефабриках голову ломать перестали и начали вместо выращивания собственных кур закупать тушки в соседних регионах, накачивать их жидкостью для увеличения веса и развозить по торговым точкам. Аналогичная ситуация сложилась и с яйцами. Удобно было всем. Птицефабрика получает деньги, региональный минсельхоз пишет «позитивные» отчеты. Такой механихм худо-бедно работал. До недавних пор.
С введением санкций и в оставшихся единичных хозяйствах начали возникать новые проблемы. С кормами, с запчастями для транспортеров, лекарствами, яйцами для инкубации и много с чем еще. Конечно, через параллельный импорт кое-что по-прежнему можно достать. Но это сложнее и дороже. В итоге вначале взлетела цена на куриное мясо, а потом разом с прилавков пропали яица.
На федеральном уровне в плане ликвидации яичного дефицита была принята следующая мера: решено закупать пищевые яйца в Иране, Азербайджане и Турции. Это неплохо, но, по нашему мнению, должно расцениваться как временная мера. Реальным же выходом из ситуации будет восстановление птицефабрик, ориентирование их на полный цикл работы: производство пищевого и племенного яйца, выпуск мяса кур, производство кормов и так далее.
Но необходимость этого понимают не все. Например, частый гость в Ульяновской области депутат Владимир Гутенев говорит, что дефицит яиц и кур – следствие выросшего уровня жизни россиян. Он считает, что мы с вами, простите, стали слишком много есть. Я не шучу, это его интервью транслируют на канале «ДумаТВ»: «Анализ показал, что в данном случае возросло качество жизни наших граждан и они увеличили потребление в принципе мясных продуктов, куриного мяса как диетического и яйца», — сказал Гутенев. Депутат добавил, что «неудовлетворенный спрос формирует дефицит», но «переразмеренные мощности — это тоже плохо»: производители теряют возможность получать прибыль, поскольку «избыток всегда формирует более медленный рост цен».
Региональный же минсельхоз считает так:
«В Ульяновской области, как и во всей стране, действительно, наблюдаются высокие темпы удорожания куриного яйца. При этом, несмотря на повышение, цены на яйцо куриное в Ульяновской области являются одними из самых низких в ПФО и в целом по стране.
Что касается непосредственно подорожания яиц, их можно назвать несколько. Так, на ряде птицефабрик России из-за вспышек птичьего гриппа вынужденно сократили птицепоголовье, соответственно, уменьшено производство яйца. Также производители объясняют рост стоимости продукта дорогими материально-техническими ресурсами. Свою роль играет и высокий сезонный спрос.
Ценовая политика относительного куриного яйца складывается из следующих факторов - импортные корма и добавки, а также вакцины, обслуживание и ремонт техники, логистика.
В настоящее время в регионе имеется один крупный производитель куриных яиц – ООО «Персонал» в Вешкаймском районе. Помимо этого, данный продукт завозится из других регионов ПФО. С учетом привозных, потребность по яйцу жителей Ульяновской области полностью обеспечена.
Яйцо куриное присутствует в организациях торговли Ульяновской области в достаточных объемах. Ажиотажного спроса не наблюдается».
В этом заявлении минсельхоза Ульяновской области ложь удачно перемешана с правдой. Начнем с конца. «Потребность по яйцу жителей Ульяновской области полностью обеспечена». Ложь. В селе Зеленая Роща прямо сейчас нет яиц в магазине. И нет их там уже пару недель. Последняя цена, по которой продавались – 160 рублей.
«Несмотря на повышение, цены на яйцо куриное в Ульяновской области являются одними из самых низких в ПФО и в целом по стране» - ложь. В Москве в «Пятерочках», «Магнитах», «Дикси» и прочих торговых сетях яйца все это время держат цену на уровне 105-130 рублей за десяток.
«Производители объясняют рост стоимости продукта дорогими материально-техническими ресурсами» - правда, но лишь отчасти. Нужда в ресурсах возникла не мгновенно и проблему можно было решить превентивно.
«Ценовая политика относительного куриного яйца складывается из следующих факторов - импортные корма и добавки, а также вакцины, обслуживание и ремонт техники, логистика». Это так, но что в этом смысле делается, чтобы было по-другому? Может, в Иране стоит закупить не яйца, а оборудование?
Ну и самое мое любимое: «Ажиотажного спроса не наблюдается». Что скажете, читатели? Не наблюдается?
Михаил Жихарев
Фото:тг-канал "Волкодав73"
P.S. Территориальные органы ФАС России возбудили четыре дела в отношении производителей куриных яиц из-за роста оптово-отпускных цен. «Кемеровское, Воронежское, Ивановское и Донецкое УФАС выявили в действиях компаний признаки нарушений закона о защите конкуренции, — говорится в сообщении пресс-службы ведомства. — В октябре 2023 года эти компании допустили рост оптово-отпускных цен на куриные яйца от 31% до 40% по сравнению с сентябрем при снижении средневзвешенной себестоимости продукции».
На прошедшей недавно встрече с журналистами глава Минсельхоза Ульяновской области Леушкин сообщил, что и Ульяновский Минсельхоз написал письма в ФАС, подключилась прокуратура, хозяйства, которые завысили цену на куриные яйца, сейчас проверяют.