Матч «Непогода»-«Дорожники» команда зимы выиграла
Можно констатировать, что в Ульяновске борьбу со снегом дорожники проиграли. Сколько дней шел снег, столько же продолжались и 10-бальные пробки на дорогах города. Несмотря на то, что осенью власти утверждали о 100%-й готовности дорожных служб, в первый же снегопад оказалось, что техники на самом деле нет, работать некому, зарплаты низкие и все кругом устарело, пришло в негодность. Но об этом мы уже не раз писали. Давайте посмотрим, как с этим справляются в других регионах и странах, ведь снег идет не только в Ульяновске. Например, в Скандинавии, которая как-то живет и располагается даже гораздо севернее основной части России.
Итак, первое: климат нашей страны – не уникален. Вполне сопоставим с ним климат Канады, стран северной Европы и других.
Второе: сказать, что дорожники не работают – нельзя. А вот то, что не справляются, можно. Так почему не справляются?
Некоторые эксперты полагают, что проблема снега, которую хотят решать горожане, и проблема снега, с которой борются власти, — не одна и та же. Это утверждение не совсем простое, поэтому попробуем разобраться, что имеется ввиду.
Большинство городов у нас имеет картографированные планы по уборке снега, где обозначено, какие объекты чистятся первыми и постоянно, а какие последними и практически никогда, тут прямой привет жителям частного сектора любого российского города. Стандартный подход известен каждому: сначала магистрали, потом крупные улицы, и так по нисходящей вплоть до переулков. И все это со сроком чистки от одного до восьми часов. При таком подходе, выйдя из подъезда мы оказываемся в сугробе, откапываем машину на стоянке во дворе, а потом с разной степенью успеха пытаемся прорваться на главные улицы, где уже снег чистят. Само собой, что дело это непростое, и отсюда пробки, нервы, аварии и прочее.
И так живут не только ульяновцы, так живет, например, наш сосед Нижний Новгород. А в Швеции, где нормы осадков гораздо выше наших, где снега объективно больше, а улицы городов гораздо уже, как-то легко с этим справляются. Шведы считают, что очередность чистки нужно устанавливать исходя не из чиновничьей псевдологики, а из антропологических наблюдений. По их мнению, наука – не какая-то отвлеченная и далекая вещь, а то, что определяет развитие и повышает качество жизни для всех.
Шведские антропологи определили, что зимой мужчины в основном пользуются автомобилями, а преобладающая доля женщин — общественным транспортом, при этом они же чаще обеспечивают логистику детей. То есть провожают детей в школы, отводят в детсады и так далее. По этим исходным данным они создали противоположную нашей систему, которую назвали «недискриминационная чистка снега». Она предполагает, что сначала убирают тротуары и велосипедные дорожки, причем у автобусных остановок, школ, детских садов и клиник; затем внутриквартальные дороги и улицы и лишь затем — проспекты и прочие магистрали. Логика такая: откуда на магистрали возьмутся люди, если все они никак не могут выехать из собственного двора? Собственно, пример – перед глазами: Ульяновск - чистые главные улицы и площади при заблокированных параллельных улочках и брошенных тротуарах, где снег лежит и будет лежать. В большинстве случаев — до апреля.
Далее еще одна интересная штука: система снегоуборки в части матчасти. Как известно, ее нужно обязательно учить, иначе все без толку. Нужно понимать главное: уборка снега — это не только движение ковшом или лопатой. Для того, чтобы город был чистым, необходимы ручная уборка, механизированная уборка, песчано-соляная смесь, распределенные географически и собранные в сеть места складирования и снегоплавильные комплексы. Если нет хотя бы одного звена — система не работает. Даже если все земляки Ленина в едином порыве выйдут на субботник с лопатами и расчистят вручную каждый свою улицу, ничего не изменится. Почему?
Потому что снег никто никуда не вывезет. Дело в том, что вывозить снег нужно за город. Это далеко, ехать долго. Когда в пресс-релизе мы читаем, что вывезли всего только 101 Камаз, мы должны понимать, что это титаническая по времени работа, потому что каждый из них на рейс тратит час, не меньше.
Что предлагают чиновники? Потратить больше денег, купить больше Камазов и сделать за ту же ночь не 100, а 200 рейсов. Ну, а если 1000 рейсов надо? 1000 Камазов купить? А где их ставить и на какие деньги заправлять горючим?
Чиновники разводят руками: таких денег нет. «Мы – не Москва», - говорят. Дело тут в том, что в основном у нас не хватает не денег. Мозгов. Их мало. Мощная снегоплавильная установка с очистителем воды до состояния технической, расположенная не у черта на куличиках, а где-то в доступном и недалеком месте могла бы существенно снизить потребность в увеличении парка техники, снизить расходы на ГСМ и обеспечить непитьевой водой тех, кто в ней нуждается, например, промышленные предприятия. И тогда не нужно перемещать восемь тонн снега с Соборной площади в Баратаевку. И земля реагентами не будет засоряться, оставаясь плодородной и экологически чистой.
Но у этого способа борьбы с непогодой есть один, но существенный минус: нельзя будет каждую осень списывать огромные деньги на приобретение техники, нельзя будет тратить огромные бюджеты на песко-соляную смесь, на ГСМ и прочее. Короче, размеры бюджетного корыта уменьшатся, не будет больше той неконтролируемой дыры, которая всегда видна в улыбках чиновников, когда они спрашивают, сколько сантиметров снега выпало и какая это часть от месячной нормы.
Так что справиться со снегом – можно. Это не слишком затратно, главное, захотеть. Пока в Ульяновске этого никто не захотел. Не захотели и в Нижнем, в Питере. Постоянно брать из бюджета дополнительные деньги, загоняя город и регион в долги до какой-то степени можно. Только вот… До какой?
Михаил Жихарев
Фото: Тг-канал «ИнсайдУльяновск»