Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Минус министр или министерство?

Еще в середине ноября Координатор Ульяновского отделения ЛДПР Сергей Маринин просил губернатора уволить министра природы Гульнару Рахматулину из-за ситуации с рекультивацией Красноярского полигона, подрядчик для которой был отобран с нарушениями закона, что было установлено судом. Местные экологи, экоактивисты тоже давно перестали видеть в министре опору в деле защиты природы. Ныне – Гульнара Рахматулина уволилась по собственному желанию, но, тем не менее, доследственная проверка по последним решениям и проектам минприроды начата.

Хронология событий такова: 6 декабря в сети Интернет на страницах министра природы появилось сообщение: « - Да, вчера я написала заявление об уходе по собственному желанию. Такое решение было принято в связи с предложениями о работе, в том числе за пределами нашего региона. Я много и долго работала на благо Ульяновской области и продолжу это делать, но уже не в качестве министра природных ресурсов и экологии.

Много сделано для развития лесной отрасли: ежегодно восстанавливалось более 1500 га леса, мы обновили все лесопожарные станции, добились повышения заработной платы сотрудникам лесопожарных станций и лесничеств (в новом году). Ульяновская область выступила пилотом для отработки Федеральной государственной информационной системы лесного комплекса, три года проводила Всероссийский форум по цифровизации. Благодарю коллег за помощь! Верю, что активная и плодотворная работа по сохранению природы продолжится».

Однако патетику министра раскритиковали, поставив Гульнаре Эсфановне в вину, что, расхваливая свои достижения, она не упомянула провалы. Взять хотя бы сомнительную инициативу с рекультивацией нефтезагрязнения в Винновской роще, в результате которой родники загнали в каптажи, ручьи - в трубы, а деревья в роще и вовсе массово снесли, при том, что источник нефтезагрязнения до сих пор не найден и не блокирован.

В этом же списке незаконная передача без торгов почти полумиллиардного подряда по рекультивации Красноярского мусорного полигона фирме, ранее принадлежавшей самой Рахматулиной.

Далее - леса, которые два года подряд страдают от небывалого нашествия личинок непарного шелкопряда, хотя ежегодно на уничтожение паразита выделяются немалые бюджетные средства. По мнению специалистов, обрызгивание химикатом не устранит проблему, поскольку причина тому совсем в другом: в отсутствии контроля за вывозом порубочных остатков, в которых этот лесной вредитель зимует.

Следующий пункт касается многолетнего бессилия министерства в вопросе преодоления экологической катастрофы в Мулловке, где местный спиртзавод «Гиппократ» длительное время загрязняет природу отходами своего производства.

Кроме того, общественники уверены: у минприроды утеряна связь с обществом. Ведь у ведомства даже нет общественного совета при министре. По словам эколога Александра Брагина, экообразование, экопросвещение и экоакции может делать и делал раньше общественный институт. Делала - Экопалата УО, пока ее не расформировали. Немаловажно, что инициативы там реализовывались, как утверждает Брагин, за счет частных средств.

Нужно отметить, что отставка профильного министра вместо сожаления вызвала определенное одобрение и даже радость у экологов, которые вновь заговорили о реформах.

Александр Брагин, возглавлявший некогда Экопалату региона, так раскрыл «СК» свое видение ситуации:

- Надо в целом вообще это Министерство расформировать (прим.ред. напомним, до 2019 года в регионе было Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов. В 2019 году появилось дополнительно Минприроды Ульяновской области). Лесной надзор, охотнадзор — это федеральные полномочия. Лесников всегда финансирует (включая зарплаты) федеральный бюджет. Вот их всех в Агентство лесного, охотничьего хозяйства и природных ресурсов УО. Остатки функций минприроды передать в Минсельхоз в ранге департамента. Таким образом получается, что минприроды, как министерство вообще не нужно. Волга, Сура, Свияга – в ведении Росприроднадзора РФ. С благоустройством родников и малых рек справится минсельхоз. Они все равно занимаются выдачей документов на разведение рыбных ресурсов в малых реках. ТКО и мусором давно занимается министерство ЖКХ.

Интересно, что с точки зрения федерального законодательства препон для формирования Агентства лесного, охотничьего хозяйства и природных ресурсов УО нет. Регион имеет право создавать агентство, которое будет выполнять федеральные функции на территории региона. Примеры есть и у нас. Такая самостоятельная единица - Агентство ветеринарии. В отношении же того, что предлагает Александр Брагин, нужно заметить, что подобный опыт в России уже есть в республике Бурятия.

«Лесной надзор, охот и рыбнадзор - инспектора, лесники - финансируются из федерального бюджета. Сейчас эти деньги приходят просто на минприроды по сути. Соответственно агентство лесного, охотничьего хозяйства и природных ресурсов (это рабочие названия) будет также финансировтаься из федеральных денег», - поясняет преимущество такого подхода Брагин.

То есть, бюджету региона не придется содержать автопарк еще одного министерства, клерков и вообще все издержки в этой области сократятся.

Отдельный важный аспект, напоминает Александр, касается того, что минприроды выдает лицензии на добычу региональных недр, и само себя контролирует в этом вопросе. Фактор, как говорится, весьма коррупциогенный. Возможно, как раз поэтому и творится бардак с карьерами, о котором губернатор Русских говорил неоднократно.

Гораздо более важным Брагин и другие экологи считают создание дирекции ООПТ (прим.ред. ООПТ – Особо охраняемая природная территория). Они утверждают, что это не просто позволит более эффективно использовать средства, но и будет приносить доход. Примеры – такие же дирекции в Ленинградской и Владимирской областях.

По словам наших экспертов, ждали от Минприроды и Рахматулиной многого. Но она отошла от общественных проектов и мнений, погрузилась в чиновничьи дела, как выражаются в «экотусовке» - «зазналась».

После известий об отставке вечером 6 декабря появилось сообщение, что в отношении направлений, которые курировала уволившийся министр, проводится доследственная проверка. Даже жаль, что у молодого и талантливого, по сути, министра «служба на благо Отечества» пошла не в том направлении, в каком хотелось бы обществу. Приведет ли отставка Гульнары Рахматулиной к реформе, которую предлагает Александр Брагин, пока неизвестно, но шанс на это сейчас высок, как никогда.

Михаил Жихарев

Фото: https://ulpressa.ru/2018/05/05/sozdavaemyiy-proektnyiy-ofis-po-razvitiyu-geoparka-undoriya-vozglavit-aleksandr-bragin/amp/