Кезьмино: школа-замок и привидение. Часть 1
В 2010 году в селе Кезьмино работала фольклорная экспедиция кафедры литературы УлГПУ. Тогда нас поразило, что в полупустом селе стоит красивый и ухоженный огромный, по сельским меркам, замок. Территория вокруг него огорожена кирпичным забором, ворота закрыты… Нашим первым вопросом к сельчанам стал вопрос про это здание. Оказалось, что это – школа. Но не просто школа. Когда-то в этом доме жил купец, мнивший себя феодалом, оттого он и выстроил замок. Естественно, центральное место в традиционной прозе этого села занимают рассказы, связанные с этим «барским», как его называют сельчане, домом.
Сначала обратимся к фактической стороне вопроса. Село Кезьмино лежит в стороне от больших дорог в холмистой местности, которая раньше называлась Яклинскими высотами. По этим местам шло войско Ивана Грозного в 1552 году покорять Казанское ханство. Через 100 лет здесь, на левом берегу реки Красная Якла (Красная Сосна, приток Барыша), братья Матвей и Василий Елисеевичи Кезьмины получили землю и поселили на ней своих крестьян, вывезеных из Курмышского уезда.
В 1693 году братья выстроили в имении деревянную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, и у села появилось второе название – Покровское. К сожалению, в 1745 году род Кезьминых прервался, и в дальнейшем имение стало переходить из рук в руки.
Во времена генерального межевания в 1796 году поместьем владел Иван Степанович Кротков. В селе на тот момент числилось около семисот душ крепостных крестьян, более четырех тысяч десятин земли, жило имение довольно зажиточно. Выйдя в отставку в чине поручика, Иван Степанович поселился в кезьминской усадьбе. С начала войны с Наполеоном он пошел в ополчение, а после ее окончания вернулся в Кезьмино. Зимой семья Ивана Степановича жила в Симбирске, летом – в имении.
В 1819 году симбирские дворяне основали масонскую ложу «Ключ к Добродетели». Наместным Мастером ложи был избран Иван Степанович Кротков. Как член ложи он ежегодно переводил в Комитет обязательные 1400 рублей на воспитание детей неимущих дворян Симбирской губернии и 400 рублей на каждого дворянина-сироту, отправленного учиться в Казанскую гимназию. В дополнение, по собственной воле, давал по 500 рублей в год на всякие иные «богоугодные деяния».
В 1827 году Кротков устроил в селе суконную фабрику, одну из крупнейших в губернии. Еще раньше на собственные средства вместо сгоревшей в 1801 году старой деревянной церкви выстроил новую каменную редкой архитектуры «церковь под колоколы». При ней не было отдельной колокольни, но на куполе храма, «с четырех сторон окруженного четырехугольными фронтонами с двухколонными портиками», присутствовала небольшая звонница.
В 1830 году он подарил Кезьмино в приданое своей дочери Варваре Ивановне. Новая хозяйка внесла свою лепту в украшение кезьминского храма, пригласив в 1832 году искусных московских живописцев для росписи главного алтаря в древнем византийском стиле, с особенным тщанием выписавших образ Святителя и Чудотворца Николая, почитаемого среди окрестных жителей. Позднее при этой церкви был устроен дополнительный алтарь в честь Великомученицы Варвары – небесной покровительницы Варвары Ивановны.
Философовы владели кезьминской усадьбой около 40 лет, правда бывали они здесь только наездами. Муж Варвары Ивановны, генерал-лейтенант Николай Илларионович Философов (1804–1854), находился на государственной службе, состоял в свите Николая I и был одним из его любимцев. Он принимал деятельное участие в подавлении восстания декабристов, после этого его карьера заметно пошла вверх.
Овдовевшая в 1854 году Варвара Ивановна перебралась в Кезьмино. Вместе с ней проживали и ее сыновья. Это было нелегкое время для дворян, лишившихся после крестьянской реформы части своей земли, дешевой рабочей силы и вынужденных по-новому выстраивать отношения с бывшими крепостными.
Старший, Николай Николаевич Философов в 1863 году вышел в отставку, женившись на карсунской дворянке Софье Алексеевне Ивановой, дочери полковника Алексея Петровича Иванова, жил то в Кезьмино, то в имении жены в селе Березовка Карсунского уезда.
В сентябре 1871 года братья лишились матери и продали кезьминское имение вместе с суконной фабрикой буинскому купцу I гильдии Василию Петровичу Крылову.
Перед тем, как всем вместе покинуть родные края, Философовы сделали доброе дело – в 1874 году на свои средства выстроили отдельное здание для сельской школы, открытой земством в 1868 году.
Продолжение в следующем номере «СК».
Петр Иванов
Фото: https://vk.com/wall-193671702_7859