Секреты рентабельности городского транспорта
В этом году по просьбам жителей власти Ульяновска реанимировали закрытый в 2021 году автобусный маршрут № 59 «пр-т Гая – ул.Подлесная». Ульяновцы жаловались на то, что по утрам дети не могут добраться до школы, а взрослые – до работы. К всеобщей радости маршрут возродился.
Однако к концу года в ПАТП-1 пришли к выводу, что маршрут является убыточным. Его доходы - 126 миллионов, расходы – 363 миллиона. С 1 января 2024 года 59 маршрут планируется сократить. Казалось бы – все правильно. Но, как и во многих других случаях, чиновники считают далеко не все.
Сначала «эффективным» управленцам следовало бы знать, что общественный транспорт почти нигде в мире не рентабелен. Но что нам до мира? Давайте пройдемся по России, даже не по всей, ведь анализ дебета/кредита транспорта всей страны – задача объемная. Возьмем, казалось бы, самый благополучный в транспортном отношении город – Москву.
Весь ее транспорт, включая метро, убыточен. Причем, на десятки миллиардов. Согласно статистике за 2022 год – убытков там 46 миллиардов. Однако ветки метро не только не сокращают, но даже продлевают, создают новые виды транспорта, типа МЦК. Почему? Потому что выгоду от транспорта получает не транспорт, а город и люди. Благодаря развитой транспортной системе больший доход получают рестораны и кафе. С окраин в центр едут люди, чтобы посетить музеи, погулять, а заодно заходят в магазины, в заведения общепита и так далее.
К сожалению, для многих – наличие общественного транспорта это возможность эффективно реализовать себя на работе, которую ты хочешь и можешь выполнять, а не на той, до которой можешь дойти. Благополучный центр живет хорошо за счет жителей окраин, которые приезжают туда тратить деньги.
То же самое касается детей и молодежи. Посещение культурных мероприятий, секций, развивающих кружков при отсутствующем общественном транспорте автоматически невозможно. Современные власти, пытаясь везде найти выгоду и заработать, забывают о стратегических задачах и интересах: пытаясь сохранить сиюминутные копейки, они теряют в главном, они теряют людей. Они теряют и город. Новые разрекламированные районы становятся непригодными для жизни. Они становятся теми самыми районами «городских окраин», о которых пели Цой и другие «гуру» Русского Рока. Именно оттуда в конце 80х росла молодежная субкультура, которая в 90х получила название «гопники». Об этом был в 1988 году даже снят художественный фильм – «Меня зовут Арлекино».
Как раз такое «отрезание» окраин от культурной, технологической, образовательной жизни, «запечатывание» микрорайонов и становится триггером для социального неблагополучия. Если я нашел денег на спортзал в центре, это не значит, что я смогу найти денег на такси, чтобы съездить на тренировку. А потом и вовсе начнутся вопросы, типа: «Эй, парень, ты с какого района?». Что следует за вопросом, думается, напоминать не нужно.
Так что «оправданные» решения горадминистрации оправдываются, по сути, только тем, что продиктованы они исключительно нежеланием углубляться в вопрос и решать его системно и долговременно.
Не всегда игра по правилам «купи-продай» идет на пользу городу, региону, стране и даже бюджету. А, главное, людям.
Петр Иванов
Фото: https://mosaica.ru/ru/ul/news/2023/03/31/s-3-aprelya-v-ulyanovske-vozobnovit-rabotu-avtobusnyi-marshrut-59