Школьный конфликт попал в правовое поле
Ранее мы писали о скандале в школе-интернате №91. За время, прошедшее с публикации, в ситуации практически ничего не изменилось. Директор так и не нашла возможности извиниться. По ее словам, прозвучавшим со страниц некоторых местных СМИ, она пыталась это сделать, однако иные участники конфликта называют эти попытки скорее номинальными, нежели явными. На стороне родителей оскорбленного ребенка и инициативной группы родителей других учащихся выступил правозащитник Андрей Пысенков. Он рассказал редакции, на какой стадии находится конфликт сейчас.
Сотрудники регионального минобра предложили провести трехстороннюю встречу, где бы присутствовали родители, представители минобра, директор и те, кто был в кабинете во время того, как, согласно приведенной аудиозаписи, директор и ее зам оскорбляли ученика. Встреча в предложенном формате состоялась на территории школы.
По словам адвоката, сотрудники минобра принесли свои извинения за вспыльчивого директора. Сама Оксана Кочурова извинений на встрече принести не пожелала, сказав семье Ярослава, что «ее сын так не поступил бы».
Подобный подход главного педагога школы только усугубил последствия. Сотрудники минобра предложили сторонам примириться, но, по мнению родителей, мириться можно только с тем, кто раскаялся, поэтому ими на следующий день было написано заявление в полицию.
В нем, в частности, говорится: Прошу вас привлечь к административной ответственности руководителя ОГКОУ «Школа- Интернат № 91», расположенного по адресу: 432054, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Камышинская, д.44 Кочурову Оксану Николаевну, которая допустила 15.11.2023 года нецензурные выражения в адрес Цветкова Ярослава ученика данной школы, что образует состав по ст. 20.1 КоАП РФ - мелкое хулиганство, а так же допустила оскорбления в его адрес, что образует состав по ст. 5.61 КоАП РФ.
Нужно отметить, что статья «мелкое хулиганство» - не уголовная, но, по усмотрению сотрудников полиции теоретически на 15 суток директора закрыть могут.
Ранее Кочурова изданию 73онлайн заявляла, что собирается уволиться из школы. Однако с тех пор она, видимо, изменила решение и пытается остаться во что бы то ни стало.
Уже после направления заявления в полицию, Кочурова, по ее словам, вдруг предложила родителям еще одну встречу в школе, якобы, чтобы принести извинения. Однако, уже успевшие не раз до и после конфликта пообщаться с директором родители последовательно отказались.
Исходя из того, что мы знаем об этом конфликте, хотелось бы сказать несколько вещей.
Удивляет отсутствие «комиссии по этике», которые очень часто в последние годы любят устраивать в разных сообществах, в том числе и педагогическом. Помните тот случай, когда молодая учительница в соцсетях выложила фото, где она в купальнике выходит из проруби. Спортсменку, педагога, женщину тогда уволили с работы за это фото. Купальник, кстати, был самый обычный. Закрывающий максимум всего, что только может закрыть купальник. Допустившая нецензурные высказывания при общении с учеником Кочурова - продолжает работать.
Каким образом директором школы может работать человек, не имеющий высшего профильного образования? Подобный казус трудно прикрыть какими-то «курсами переподготовки». Работа педагога слишком трудна и ответственна, чтобы ее могли выполнять случайные люди. Да, есть кадровый голод, да, учителями не всегда работают и работали люди с профильным образованием. Кроме того, эти люди так или иначе обладали «талантами», нужными школе и детям. И уж во всяком случае никто из них не «ругался, как сапожник» на детей, и не оставался после такого работать, как ни в чем не бывало. Иван Крылов в бассейн «Щука и кот» писал:
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней…».
Думается, что наследие русского классика исключительно четко определяет данную ситуацию. В то время, когда школьное образование и воспитание требуют тщательного и вдумчивого подхода, школы наводняют случайные люди и неспециалисты. Дело ведь не в том, чтобы «что-то как-то преподавалось», дело не в том, чтобы «как-то процесс шел». Образование и воспитание будущих поколений — это не та задача, которую могут выполнить случайные люди. Что должен почерпнуть ребенок от матерящегося директора школы? Что оскорблять и материться можно? Что если оппонент слабее и рангом пониже, его можно унизить и не извиняться?
На сегодняшний день конфликт только еще более обострился. Поначалу родители Ярослава были готовы просто услышать извинения, однако директор не только их не принесла, но и нахамила уже им. Потом, когда встречу проводил минобр, они вновь были готовы услышать публичные извинения, но их вновь не последовало. Заявления Оксаны Кочуровой изданию 73онлайн о том, что она уйдет по собственному желанию, оказались не соответствующими действительности. Поведение этого человека приведет ее к тому, что, скорее всего, она будет уволена по «несоответствию», и эта запись в трудовой сильно осложнит трудоустройство в дальнейшем. Пожалуй сейчас, когда делом занимаются генеральный прокурор и полиция, «отскакивать в сторону» поздно уже всем участникам конфликта.
Напомним, что полиция и прокуратура должны отреагировать в срок от 3х до 30 дней. Частично эта реакция уже получена, но озвучить ее пока мы не можем.
Симбирский курьер следит за ситуацией, и о ее развитии мы своевременно расскажем.
Павел Половов