«Главное, чтобы совесть была чиста…»
11 ноября этого года исполнилось бы 85 лет Юрию Фроловичу Горячеву. Первый губернатор Ульяновской области пока еще не забыт ульяновцами. Его фигуру считают неоднозначной, упрекая первого постсоветского лидера региона в непонимании важности реформ, в том, что он применял советские стандарты экономики в «рыночные» времена. Однако, как нам кажется, многое из того, что сделал бывший член КПСС, а потом беспартийный Юрий Горячев, служит и по сей день и еще долгое время будет самым важным и стратегически необходимым для Ульяновской области.
1 января 1992 года только две области во всей России не имели главы: это Ульяновская и Саратовская. 8 января в наш город прилетел президент России Борис Ельцин. Рабочие «Авиастара», где он побывал, обратились к нему с просьбой назначить сопровождавшего его от лица Совета депутатов Ульяновской области Юрия Фроловича главой администрации региона. Ельцин пообещал «подписать указ прямо сегодня». Так Горячеву достался в управление проблемный регион. В то время цена на главный до сих пор экспортный российский товар – нефть была в районе 8 долларов за баррель. (Прим.ред.: в новом веке цена ее ни разу не опускалась ниже 50 долларов). Федеральные вливания денег в бюджет Ульяновской области не могли быть произведены.
Перед Горячевым стояла сложная задача - не дать обнищать населению. Не дать развалиться предприятиям, не дать рассыпаться сельскому хозяйству, не дать исчезнуть селам, школам, детсадам, больницам. В условиях катастрофической нехватки денег, в условиях ориентации федерального госаппарата на либерализацию цен, на полную рыночную свободу, Горячев не мог закрывать глаза на то, что люди пока еще не могут найти себя в новых условиях. И он стойко удерживал некое подобие советской модели в отдельно взятом субъекте РФ. Хотя многие теперь его за это ругают.
Но тогда, при очень низкой покупательной способности среднего жителя региона, введенная Горячевым фиксированная цена, например, на хлеб, когда серый «кирпичик» стоил 800 рублей и не более того, позволяла подчас просто не голодать. Именно Горячев придумал формат «сельских ярмарок» в городе. Это теперь в регионе их поспешно именуют «губернаторскими», как бы намекая на некую добрую политическую волю губернатора. К сожалению, название – исторически не верно. Когда их начали проводить, никаких губернаторов в России и в помине не было.
Первым постановлением главы администрации области Юрия Горячева «О снижении цен и социальной защите граждан области» было предписано, среди прочего, снизить в два раза цену на пельмени и на котлеты. Однако исполнить указ в 1992-м не получилось, цены все равно рванули вверх из-за экономической политики, которой придерживались тогда в правительстве государства - курса на «демократию и рынок».
Во времена Горячева область балансировала на грани выживания. Один из крупнейших заводов Ульяновска был на грани закрытия. Нужно отметить, что «россияне новой волны», экономисты типа Егора Гайдара или Ирины Хакамады, не раз высказывались за то, чтобы позакрывать по всей стране подобные предприятия. Для них это означало «эффективно управлять». Логика, если упростить, была такой: не берут машину - не делайте ее. Но «экономисты» совершенно не думали о тысячах людей, которые одномоментно бы остались без работы. Горячев этого позволить не мог и, выжимая все соки из скудных бюджетных резервов, продолжал поддерживать производство.
Абсолютно также он поддерживал и села. В то время количество сельского населения региона было значительно выше, чем городского. Денег на развитие не хватало, но села не пустели. Не закрывались отделения больниц. Да и сами больницы, пусть и в очень сложных условиях, но работали. Почти в каждом селе была школа. Пустых сел, которых теперь в регионе сотни, при Горячеве не было.
Нужно отметить, что в ситуации, когда людям было очень трудно, Горячев не забывал и о развитии. Правда, не в том ключе, как это мыслится сейчас, когда под развитием понимается большое количество ресторанов, развлекательных центров, галерей, магазинов. Юрий Фролович считал, что важнее построить школу в Чеботаевке, Детскую Областную больницу, Дом Культуры и Спорткомплекс в Тагае. Он не строил массово «курятники» с названиями «ФАП», «ФОК», он поддерживал то, что осталось от СССР.
В память о Юрии Фроловиче Горячеве мы публикуем ряд его высказываний, по которым лучше всего можно понять, что за человек он был.
«Я не раз говорил, что являюсь противником «шоковой терапии» применительно к экономике. - Хотя бы потому, что всегда вижу, как этот шок отражается на жизни простых людей, живущих своим трудом. Не люблю играть словами, бросать хлесткие фразы. Для себя давно решил, что самое главное условие в моей работе - это соблюдение интересов человека».
«Я вырос на этой земле и всем ей обязан и мне всегда хотелось, чтобы моя родная сторона процветала, чтобы мои земляки спокойно трудились, растили детей, были уверены в своем будущем. К сожалению, мечты не всегда сходятся с действительностью. Мы - лишь часть большой страны, а Россия переживает сейчас очень трудный и сложный период в своей истории».
«Тот, кто в политике вовремя уходит в сторону, повышает свой рейтинг. Тот, кто остается, должен быть готов к критике и, как правило, к снижению популярности. По-человечески сегодня легче было бы уйти. Скажу одно: я никогда не гнался за популярностью, не заигрывал с моими избирателями. Я просто работал в полную меру своих сил. И собираюсь делать это дальше. Последовательно и без шараханий из стороны в сторону, чтобы совесть была чиста».
Михаил Жихарев
Фото: 73online.ru