Полтора миллиарда не хватает
Главный финансовый документ области - бюджет- останется социальным. В 2024 году в него поступит более 86 миллиардов рублей. Доходная часть неуклонно растет, но дефицит все еще есть. Чтобы «выйти в ноль» региону не хватает полтора миллиарда. На что направят бюджетные деньги в будущем году, расскажут разные СМИ, сделав свои акценты. Нам бы хотелось остановиться не на расходах, а на дополнительных источниках дохода, которые почему-то упорно старается не видеть местная власть.
Помните сказку «Иван-Царевич и Водяной царь»? Сказочный царь решает подвергнуть учету свое царство. Пересчитав все, что можно, он вращается домой и по дороге попадает в руки Водяного Царя, который в качестве выкупа требует «того, чего царь в своем царстве не знает». И царь-учетчик соглашается, поскольку уверен, что сделал опись всего и всех. Однако, как вы помните, нечто неучтенное находится, и именно оно оказывается самым ценным: еще не родившийся царевич.
Когда перемещаешься по нашему региону, первое, что бросается в глаза - земли, которые ранее были полями, теперь повсеместно заросли лесом. Возможно это и неплохо: лесовосстановление, чистый воздух и прочее важны для человека. Но есть в этом одно «но». Территории эти давно не подвергались инвентаризации. Земли стали как бы ничейными, лес на них не учтен и никуда не внесен. Собственно, это и есть одна из «бюджетных» потерь.
Дело в том, что тогда, когда советский способ хозяйствования «приказал долго жить», колхозные угодья отошли в ведение муниципалитетов, а совхозные – региону. Долгие годы эта земля не обрабатывалась и совершенно естественным образом зарастала бурьяном, а потом, если поле было рядом с лесом или в лесу, и деревьями. За 20-30 лет на полях выросли молодые леса, становящиеся повсеместно жертвами «черных лесорубов». А еще никто не платит никакого налога за эти земли. Ими пользуются, но кустарно и неэффективно, устраивая там вырубки, свалки, временные стоянки для дорожно-строительной техники и так далее. Это земля, которой нет.
Всего один район области за постсоветские годы подвергся некому учету, но тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В «морозовскую» эпоху земли в Тереньгульском районе приобрел американец и, после начала СВО местным властям пришлось провести ревизию и межевание, чтобы иметь возможность в суде отстоять интересы региона перед американским подданным.
Есть и еще «неучтенка». Это посадки, которые когда-то сажали колхозы, разделяя поля, защищая их от ветра. Вы удивитесь, но сегодня эти совершенно необходимые насаждения не принадлежат никому. Фермеры на свой баланс не берут, лесничества – тоже. Посадки сохнут и погибают, меняются направления ветров, и наше сельское хозяйство в и без того «рискованной» зоне земледелия становится все больше похожим на игру в рулетку.
В следующий раз мы поговорим, собственно, про сам лес, о том, какие возможные бюджетные доходы прячутся там, и почему их упускают из внимания наши управители.
Александр Сергеев
Фото: https://www.yaplakal.com/forum2/topic2310029.html