ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
Мы пишем историю СЕГО дня

Ружеевщино. Сурский район. Часть 2

Продолжение. Начало в «СК» № 44 от 3 ноября 2023 года.

День этот назывался «Кузьминки». Или «Девичий праздник». Иногда, в шутку, его даже именовали «куриный спас» по аналогии с яблочным, медовым и ореховым. Удивительным было то, что этот праздник, отмечаемый, кстати, не только в Ружеевщино, к 2010 году был почти полностью забыт практически во всех селах Ульяновской области. Где-то, перечисляя народные праздники, бабушки даже его и не упоминали. Где-то с трудом вспоминали, что праздник был девичий и нужно было «своровать курицу». В Ружеевщино об этом празднике, именно в его народном изводе, рассказывали легко и охотно. До последнего времени «Кузьминки» там праздновали. Правда, не в бане, а в местном клубе, и на праздник 14 ноября могли прийти все желающие. Феномен народной памяти стал нам понятен, когда в архиве мы увидели запись о крестьянах, перевезенных сюда с Нижегородчины. В тех местах эта традиция была распространена, а праздник – особо почитаем. Вот так он и стал пусть и небольшой, но жемчужиной традиций Ульяновской области.

Итак, Куриным этот праздник называли потому, что многие приметы, гадания, обрядовые и праздничные действия были связаны с этой домашней птицей. Например, в этот день девушки воровали кур. Такой поступок в иной день вызывал гнев хозяина и тщательные поиски, на Кузьминки же это воровство прощалось. Сам праздник девушки устраивали в чьей-нибудь бане, конечно, с разрешения хозяев. Чего бы там ни писали современные авторы, а в Ружеевщино старушки нам рассказывали, что парни на праздник ни в коем случае не допускались.

Одна из добытых кур отправлялась в лапшу, которая была, так сказать, главным блюдом праздника. Другая становилась орудием гаданий: на пол в бане ставились вода и зерно. Курицу пускали и смотрели, к какой чашке она подойдет раньше: если курица пила, то муж вопрошающей будет – пьяница. Если курица клевала зерно, то - бережливый. Если пернатая начинала расправлять клювом перышки, то будущий муж полагался красавцем.

Кур, использованных в гадании, девушки дарили друг другу или односельчанам. Нередко такой подарок, по сути, был просто возвращением недавно украденного хозяину. Однако отныне одареный девушками хозяин ни за что не согласился бы зарубить птицу. Считалось, что теперь эта птица будет нести целебные яйца и ее отныне берегли. Такая курица всегда доживала до естественной смерти.

Коренные жители Ружеевщино рассказали нам и много других поверий, преданий, быличек. Среди всего многообразия особенно запомнился рассказ, про мужика, который по собственной неосторожности сжег всю деревню.

«При царе еще было… Как-то весной здешний мужик, Ефим его звали, заметил, что стали из курятника яйца пропадать. Бывало, увидит – курица днем в гнездо полезла нестись. После кудахчет, назад идет. Снесла яйцо, значит. А вечером пойдут жена или дочь собирать яйца, а гнезда пустые. Конечно, бывает так, что куры сами яйца клюют. Но тогда скорлупа остается. Подумал мужик, что крысы воруют. Поискал норы в полу – не нашел. Но капканов наставил. От кур, конечно, отгородил, от кошек, чтобы только крыса пролезть могла. Наживил шкурой от копченого сала. Но никто не попался. Неделю ловушки стояли. Кошки – своя и соседей – взяли за правило сидеть в курятнике, как говорится, если до сала и не добраться, так хоть понюхать. А яйца продолжали пропадать. Чем закончилась история, читайте в следующем номере нашей газеты.

Петр Иванов

Фото: rdkbobrov.ru