Что такое монополия?
Из советских учебников истории мы знаем, что капиталисты-монополисты иногда, чтобы не допустить удешевления хлеба, топили баржи с зерном. Когда зерна становилось мало, хлеб дорожал и, хоть бедному, хоть богатому приходилось его покупать по той цене, по которой он продавался. Дешевле не найдешь. Из этих же учебников мы знаем и то, что крупные дельцы часто делили целые страны на сферы влияния и там устанавливали свои цены и свои правила. Эти методы крупные компании используют и сейчас. Методы, само собой, ныне не выглядят такими простыми. Для того, чтобы бороться с монополистами и обеспечить рыночное равенство созданы, так называемые, тендеры и даже целая специальная служба – Антимонопольная.
Однако «акулы бизнеса» придумывают как снивелировать усилия государства. Тендеры обходятся еще на уровне формирования госзакупки и оценки проблемы. Например, государство задумало купить 3 автомобиля для каких-нибудь депутатов. Заработать на этом решил брат, сват или одноклассник того, кто формирует закупку. Они договариваются, например, что в закупке будет указана какая-то фишка, которая есть только у машин этого продавца: коробка передач – «робот» или «противотуманки» зеленого оттенка. Или нестандартный размер колес. Все, что угодно. Для обхода юристов из Антимонопольной службы схемы используются сложнее. О таком сложившемся подходе большого бизнеса к организации питания в больницах нашего региона пожаловались недавно «малые» бизнесмены.
Малый бизнес не допускают к поставкам питания в больницы Ульяновской области, так считают предприниматели, представляющие этот класс. В целом, малый и средний бизнес, как не раз заявляли все без исключения экономисты, включая Егора Гайдара, Владимира Путина, Алексея Кудрина и прочих, кто отстаивает именно рыночный подход к экономике, является важнейшим элементом, без которого нельзя обойтись. Почему? Да потому, что малые предприятия работают гораздо эффективнее. Тут уместно гастрономическое сравнение: чай, заверенный в чайнике, всегда вкуснее, чем чай из огромного столовского бачка. То же самое касается и, к примеру, щей: суп, свадебный в маленькой кастрюле вкуснее, чем тот, что варили в тренажерном бачке. Так вот, представители малого бизнеса, работающие в сфере организации питания, жалуются генпрокурору и уполномоченному по правам предпринимателей на условия конкурсов для заключения госконтрактов по поставкам питания в госучреждения. Бизнесмены уверены, что оказываются в заведомо проигрышном положении, поскольку не имеют такие объемы выполненных контрактов, как у конкурентов — крупных компаний.
В данном случае ситуация похожа на устройство на работу после вуза: работодатели ищут работников с опытом работы, а где его взять, если никто тебя не берет на работу, потому что у тебя нет опыта.
Понятно, что поначалу предприниматели пришли к антимонопольщикам, но УФАС нарушений законодательства в конкурсной документации не выявил. Зато региональный бизнес-омбудсмен подтвердил, что на рынке соцпитания явный «перекос», и необходимо искать законные пути выхода из создавшейся ситуации.
Собственно, направила обращения Генеральному прокурору РФ Игорю Краснову, прокурору Ульяновской области Андрею Теребунову и региональному уполномоченному по защите прав предпринимателей Ульяновской области Екатерине Толчиной ульяновская компания «Галеас», работающая в сфере организации питания.
Закупки можно организовывать по-разному. Ну, например, есть возможность у фирмы для питания условных 100 человек в течение года закупать мясо дешевле того, что продается на оптовой базе. Прямой контакт с производителем, например. Вот она цену и снижает. Обычно так может поступить только малый бизнес. Так как и контора ближе, и ясно, что расположенная рядом ферма эти объемы «потянет». В итоге, учреждение получает дешевую еду, фирма и производитель – деньги. Но счастливы не все. Чиновник, размещаются госзаказ недоволен. При таких условиях никто ему «откат» не занесет. Недовольны и крупные компании. Они же могут закупать централизовано с оптовых баз, им нужны другие объемы, поэтому в этой части они удешевить услугу не могут, а госконтракт, и, следовательно, гарантированный доход уходит малому предпринимателю. И вот тогда они выходят на чиновника и договариваются с ним. И в контракте могут появиться пункты, которые малый предприниматель выполнить не в состоянии. Помимо предлагаемой цены контракта решающими становятся «общая сумма исполненных контрактов и количество сотрудников в компании, подающей заявку». И берут тех, у кого эти показатели выше. То есть торгуется не цена и качество, а вещи, косвенно относящиеся к контракту. Ведь, согласитесь, какая разница, поставил ли я еду на миллиард или на миллион, если все мои клиенты сыты и довольны? И при таком раскладе аукцион на понижение цены скорее, вреден, чем полезен. Ведь цель получить контракт любой ценой, а не честно заработать.
В этих условиях неизбежно, что победителями конкурса почти всегда становятся «наиболее крупные участники рынка, являющиеся монополистами и не являющиеся субъектами малого предпринимательства». У малого бизнеса просто не может быть более 100 работников, а максимальная сумма контрактов «не может превышать установленных законом предельных величин».
В обращении предпринимателей говорится:
«Полагаем, что в Ульяновской области государственные и муниципальные заказчики действуют в интересах определенных групп поставщиков услуг, в частности компании ООО «Альтернатива». В качестве доказательства «Галеас» приводит ссылки на восемь конкурсов прошлого года по соцпитанию, где, вследствие сложившейся системы закупок, ООО «Альтернатива» стала победителем без снижения цены.
Со времен губернатора Сергея Морозова рынок соцпитания (школы, детсады, больницы) в Ульяновске фактически поделен между ООО «Альтернатива» и «Торговый дом СПП» (теперь, после продажи ТД СПП, это «Город кафе»).
В 2018 году УФАС подтвердило наличие картельного сговора «Альтернативы» и аффилированных с ней компаний. О низком качестве обедов, предоставляемых этими компаниями, свидетельствует достаточно большое количество скандалов. Монополизация рынка любых услуг ведет к ухудшению их качества. Ведь, если ты знаешь, что всегда будешь иметь этот заказ, тебе не нужно ничего улучшать, гораздо проще договориться с парой контролеров-чиновников, которые, если что, прикроют тебя спецдокументами от любой ответственности, типа отравления курсантов суворовского и прочих.
Если вам кажется, что «кормить» госучреждения дело не особо денежное, то вот вам цифры: по итогам 2022 года выручка «Альтернативы» — 1,087 миллиардов рулей, чистая прибыль — 74 миллиона. Выручка компании «Галеас» по итогам 2022 года — 44 миллиона, прибыль — 3,8 миллиона рублей. Как вы думаете, кто более привлекательными для чиновника?
Как говорит директор ООО «Галеас» Наталья Макридина, подобный принцип конкурсов применяется практически во всех крупных лечебных учреждениях Ульяновска. Наталья отмечает:
- Совершенно непонятно, как может быть показателем качества огромное количество поваров, если для обеспечения исполнения контракта требуется всего пять-восемь человек. А так, когда нет ограничения, крупная компания представляет в заявке 280 поваров, которых у нас, конечно, нет, потому что нам ни к чему набирать столько народу.
Кстати, для того чтобы быть в близких «весовых категориях» с «Альтернативой», в прошлом году «Галеас» набрала по совместительству много поваров «на перспективу» и выиграла конкурс в наркологической больнице, значительно снизив цену. Однако теперь монополист «Альтернатива» подозревает конкурента в фиктивности договоров, требуя в арбитражном суде признать результаты конкурса недействительными.
- Точно так же невозможно нам тягаться с крупными компаниями по показателю объемов исполненных контрактов. У них миллиарды, у нас — миллионы. И как бы мы ни пытались снижать цену, даже на 50%, в итоге при такой системе всегда будет выигрывать крупная компания. Только я не понимаю одного: при чем тут качество — оно не зависит от объема контрактов и численности. Если бы заказчик указывал пределы численности, например, не менее 10 поваров, и общего объема исполненных контрактов, например, до 100 миллионов, то, наверное, не возникало бы таких проблем с малым бизнесом, и он бы мог на равных участвовать с крупными компаниями, как это происходит в других регионах, — говорит директор «Галеаса».
Слова «мятежного» директора подтверждают и другие представители МСП. Это длится уже много лет и никак не меняется, несмотря на все жалобы и обращения.
Наследие бравого губернатора с выразительным взглядом и мужественными усами еще долго будет то тут, то там «вылезать» в публичную плоскость. Взять и быстро переделать, разрушить коррупционные связи и выстроить нормальные отношения между участниками рынка – дело не простое. Однако заниматься этим нужно. А для этого нужна политическая воля действующего губернатора. Надеемся, что она – есть.
Михаил Жихарев
Фото: http://ultoday73.ru/bezalternativnost-chto-proishodit-so-shkolnym-pitaniem/