Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Сколько можно платить?

Нам поступило обращение от читателя. Он задаётся вопросами: почему за вывоз мусора приходится подчас платить дважды, почему платить за него приходится всем одинаково, хотя совершенно ясно, что количество мусора, производимого человеком, величина непостоянная. Наш читатель – в прошлом университетский преподаватель. Ему не понаслышке известны история, политология, экономика. Однако, и он не может найти юридической логики между так называемым «мусорным законом», Конституцией и экономическим обоснованием работы региональных операторов. Мы попробовали разобраться в теме, но и у нас появилось больше вопросов, нежели ответов. Приглашаем к обсуждению и вас.

«Мусорный закон» в Ульяновской области, как «пилотный» появился ещё в 2018-19 годах. Тогда его активно внедряли, много рассказывали о пользе, которую он принесёт. Правда, народ эту «пользу» подчас не понимал. В те годы плата за мусор лежала в пределах 60 рублей с квартиры. После вступления закона в силу, стали платить, так сказать, «с головы». Кроме того, она выросла: с человека, в среднем, стали брать около 100 рублей.

По замыслу авторов закона, это повышение цен должно было привести к повышению качества предоставляемых услуг: из дворов должны были пропасть стихийные свалки, контейнеры должны были опорожняться регулярно, мусор должен был перерабатываться.

Однако, почти сразу же возникла проблема: люди, имеющие в собственности несколько объектов недвижимости, стали должны платить за вывоз мусора и дома, и на даче. Причём, даже тогда, когда там, фактически, никто не проживал. Законотворцы предлагали, правда, каждый раз при переезде с места на место подавать соответствующие документы и заявление, о том, что «мы отвозим ребёнка на все лето в деревню к бабушке, поэтому не начисляйте нам, пожалуйста, на него за мусор». Каждый, кто знаком с системой ЖКХ-бюрократии, знает, что написать заявление и получить перерасчёт- дело непростое.

Следом возник вопрос: почему «цена услуги» едина для всех?

Далее оказалось, что у муниципалитетов, ответственных за состояние контейнерных площадок, часто просто нет денег на их установку в соответствии с нормативом. Если в областном центре с этим худо-бедно, но разобрались, то в городах поменьше, типа Сенгилея, и разбираться не стали, поставили ржавые контейнеры где придётся и ладно.

Во время выборов некоторые умники из «выдвиженцев» даже предлагали так называемый «бестарный» вывоз мусора. Это значит, что собственники домов в сельской местности будут оставлять пакеты с мусором возле дома, а сборники мусора будут их забирать. Теоретически звучит прекрасно, однако, на практике это приведёт к организации общей помойки в размерах территории села. Вот как это будет: вы, отправляясь на работу выносите и оставляете пакет у дома. В пакете колбасные кожурки, банка из-под шпрот и прочий мусор. Через какое-то время приезжает оператор. Ему предстаёт такая картина: пакет разодран кошками-собаками, мусор раскидан животными и ветром, банка из-под шпротов тщательно вылизана и сияет в лучах полуденного (восходящего, заходящего, ненужное зачеркнуть) солнца. И что? Брать грабли и все сгребать? Политики во время предвыборной гонки очень часто и сами «гонят», простите за выражение.

Региональные операторы с самого начала реформы упирали на то, что «тариф слишком низкий», за эти деньги они, якобы, качественно работу выполнить не смогут. То есть вывозить в нормативные сроки у них не получится. Дело осложнялось тем, что мусор теперь нужно было вывозить не в ближайший овраг, а на специальные полигоны, которых было не так много и которые подчас оказывались достаточно далеко.

Некоторые операторы не заморачивались и вывозили все равно в «овраг». Можно прямо сегодня проехать по сенгилеевским карьерам, по окраинам сел Майнского района, пройти по задворкам Опытного поля или Вырыпаевки, чтобы понять: стихийных свалок меньше не стало. Кстати, об этом периодически нам рассказывают экологи, до сих пор проходят субботники по уборке окраин сел, берегов рек, лесов и так далее.

Кстати, в Москве и Московской области «Мусорный закон» не действует. Люди до сих пор живут, как раньше. То есть там, где мусора много, где очень большая плотность населения, с мусором справляются по-старинке. Интересно, не правда ли?

Защитники закона до сих пор упирают на «опыт зарубежных стран в обращении с отходами». Причём, их даже не смущает, что эти страны с некоторых пор стали «недружественными».

Мы решили тоже изучить зарубежный опыт. И вот как обращаются с мусором в восточной Европе.

В Польше коммунальные платежи называют чинш (czynsz) и учитывают наряду с другими эксплуатационными расходами, в том числе, платой за аренду. К этим платежам относится и то, что в России обычно называют платой за текущее содержание (оплата услуг УК или жилищного кооператива, уборка мест общего пользования и иные услуги). Разница с Россией в том, что в чинш добавляется налог на недвижимое имущество и аренда земли под объектом недвижимости. Все это оплачивается в составе жилищных услуг.

Непосредственно коммунальные услуги могут входить в czynsz или же обозначаться отдельным термином media. Сюда относится электроэнергия, газ, подогрев воды (ГВС), холодное водоснабжение, которое в платёжке выставляется вместе с канализацией, а не отдельно, как у нас, отопление, вывоз мусора и услуги связи (интернет, телефония, телевидение).

Кстати, плата за мусор рассчитывается по счетчику воды. Во-первых, наличие показаний этого счётчика однозначно свидетельствует, что там кто-то живёт, если «0», то никто не жил, не мусорил и платить не нужно.

За вывоз мусора установлены фиксированные ставки на каждого проживающего, но при расчете берется не количество проживающих, а величина использованной ими воды. То есть, чем больше воды по счетчику вы вылили, тем больше заплатите за вывоз мусора с человека. Можно, как говорится, экономить и регулировать.

В России такие предложения тоже звучат, только вместо показаний воды планируют использовать показания электроэнергии. Однако, тут Госдума решать не торопится и дальше обсуждений дело не двигается уже несколько лет.

В Германии «мусорная» проблема решается немного иначе. Там расчет идёт по-разному. В некоторых землях (так там называют области) применяют расчёт с квадратного метра, как это было раньше у нас. Практически во всех развитых, дружественных и не очень, странах не берут ни с кого денег дважды.

Решить эту проблему на уровне региона не получится, чего бы ни говорили новые, старые и действующие кандидаты в депутаты. Эту проблему нужно решать на федеральном уровне. «Мусорный закон» достаточно хорош, но сильно не доработан. Кроме того, необходимо обеспечить его исполнение не только в отношении обязанностей граждан, но и региональных операторов, и муниципалитетов. Пожалуй, проблему можно решить только так.

Михаил Жихарев

Фото: uliyanovsk.bezformata.com

Подпись к фото: В Ульяновской области утверждён Стандарт контейнерных площадок. Место для сбора должно иметь водонепроницаемое бетонное или асфальтовое покрытие. Площадка должна иметь ограждение мусорных контейнеров высотой минимум 1 метр, желательно обустройство зелеными насаждениями.