Андрей Соколов и «Современник»
«Маленькая Вера» уничтожила всю рябину на коньяке.
В августе ровно 35 лет назад за пару месяцев до официальной всесоюзной кинопремьеры в столичном Доме кино прошёл закрытый показ фильма, ставшего в далёком уже 1988-м настоящим кинематографическим (не без налёта эротической скандальности) хитом страны. Речь о картине «Маленькая Вера». А молодой актёр Андрей Соколов, тогда ещё студент, исполнивший в «Маленькой вере» одну из главных мужских ролей, стал, благодаря этому фильму, настоящей кинозвездой. С воспоминаний об этом началась наша встреча с Андреем Алексеевичем, теперь уже почётным гостем кинофестиваля «От всей души» в Ульяновске.
- Я до сих пор не очень понимаю, как именно «Маленькая Вера» стала моей визитной карточкой. Поверьте, меньше всего мы все тогда думали, что этот фильм приобретёт такую популярность. В Щукинском театральном училище вообще мало кто знал, что я снимаюсь в кино. А мне было просто отлично. Мало того, что я занимался любимым делом, так за это еще и платили. Съёмочный процесс оказался настолько прекрасен, что вся рябина на коньяке в нашей гостинице в Мариуполе была уничтожена за месяц съёмок.
- Вам никогда не казалось, что ваш герой Сергей невольно ещё тогда предсказал, что за поколение скоро будет рулить Россией?
- Если вы про здоровый цинизм и зашкаливающую рисковость Сергея, так тогда всё поколение было такое. Не все же рулят. Я как раз старался не упрощать своего персонажа по принципу: черное-белое. Делал его многограннее.
Полежать и поглядеть в потолок …
- Если проследить вашу творческую биографию, то можно заметить, что вы, как минимум дважды, изменили актёрству. Сначала поступили в авиационно-технологический институт. А потом, уже будучи известным артистом, выучились на лингвиста, специалиста по английскому языку.
- Я бы не назвал это изменой профессии актёра. Просто поначалу сомневался. Казалось, что мне может не повезти сразу в театральном. Вот и решил подстраховаться в авиационно-технологическом. Что касается лингвистики, мне вдруг стало это настолько интересно, что не смог себе отказать в получении ещё одного дополнительного образования.
- В определённый момент вы ещё и немаленькую общественную нагрузку на себя взвалили. Появилось много свободного времени?
- Нет, просто подумал, что, если уж от сумы и от тюрьмы зарекаться не следует никому, то помогать людям в данной ситуации очень почётно и благородно.
- А свободное время у народного артиста Соколова бывает?
- Да кто же у меня его заберёт-то. Тут я сам себе хозяин. Когда чувствую, что устал по-настоящему, могу бросить всё и от всего отказаться. Иногда просто необходимо всего полдня полежать и поглядеть в потолок. Отлежался - можно попутешествовать. Вообще лучший отдых — это ненавязчивое общение и перемена мест. Поэтому, в частности, сейчас я в Ульяновске.
О Спилберге, Рязанове и Ленкоме
- Служба в легендарном московском Ленкоме – удача для актёра?
- Безусловно. Когда твой режиссёр Марк Захаров и ты выходишь на одну сцену с Олегом Янковским, Инной Чуриковой, Николаем Караченцовым, Александром Збруевым – всё, можно смело говорить о себе, что повезло. Хотя изначально я выбирал другой театр. Мечтал служить в не менее легендарном «Современнике». Но там я – тогда молодой и дерзкий – не сошёлся характерами с мэтрами.
- В кино у вас был такой режиссёр как Марк Захаров в театре?
- Эльдар Александрович Рязанов. Помню, что, когда он позвонил мне и предложил роль в своём фильме, я, даже не дослушав, в чём и где предстоит сниматься кричал в трубку: «Да. Согласен». Это же всё равно как, если бы Спилберг предложение сделал.
- И всё же, если приходилось делать по жизни выбор между театром и кино, какие аргументы приходилось приводить себе в пользу того или иного выбора?
- Не было таких аргументов. Так как не мог позволить себе делать такой выбор. Смелости признаться самому себе, в первую очередь, в том, что мне всё-таки нравится больше сцена или кинематограф, не хватало. Это, знаете ли, слишком большой риск в нашем ремесле – выбирать…
Алексей Романов
Фото: ulyanovsk.express