«Баржа», полная музыки
В Ульяновске провели уникальный рок-фестиваль.
Ещё в 2021 году исследование «Миграция молодежи Ульяновской области» показало, что одна из причин оттока молодых - отсутствие развитой досуговой индустрии для молодежи. В ходе опросов почти 60 процентов молодежной аудитории посчитало бедой региона недостаток концертов и нехватку фестивалей современной музыки и искусства. Если конкретнее, их не было от слова «совсем». До этого года. В День семьи, любви и верности в Ульяновске состоялся масштабный «опен-эйр» - уникальный рок-фестиваль «Баржа». Да и первый к тому же.
Ну, как первый? Можно, конечно, вспомнить аналогичные музыкальные фестивали «Рок на Волге» с участием жанровых звёзд первой величины – от Борзыкина и Сукачёва до Бутусова и Бегунова с Шахриным. Но было это слишком давно, во-первых. 30 лет назад. И, во-вторых, заезжие рок-знаменитости не были погружены в местную специфику. А за три года до проведения молодёжно-миграционного исследования фронтмэн модной тогда ульяновской рок-команды «901 километр» Кирилл Кузнецов придумал идею городского музыкального фестиваля на воде. От задумки до воплощения прошло ещё пять лет.
Ради набережной
- Мы с группой часто принимали участие в рок-фестивалях в разных живописных уголках России, - рассказывает Кирилл. – И мне вдруг тоже захотелось собрать всю ульяновскую музыкальную тусовку и организовать что-то подобное в родных локациях. Заодно устроить популяризацию рок-музыки и перспективных музыкальных коллективов и поучаствовать в развитии ивент-туризма в Ульяновске. Подобные мероприятия нередко проходят в соседних регионах, Москве и Санкт-Петербурге. Чем мы-то хуже? Год назад получили грант и вот – наш фестиваль родился.
- Чтобы получить грант, мероприятию мало быть просто креативным. Необходимо присутствие на этапе зарождения идеи некоего социального элемента. Он у вас был? Есть?
- Социальный элемент – это, конечно, вопросы экологии и очистки Волги. Кроме того, речной порт Ульяновска, как фестивальную площадку, мы выбрали, потому что хотим привлечь внимание к отсутствию полноценной адекватной набережной в Ульяновске. У нас же её сейчас просто нет. Хочется, чтобы прошла какая-то движуха и возродилась набережная.
8 июля 2023-го обычное спокойствие речпорта было нарушено. Всё здесь забурлило и зажило. На 12 часов. Активность наблюдалась в каждом уголке – такая редкость для жителей и гостей Ульяновска. Тут тебе и фуд-корт, и фото-, а также спортивная зона. А ещё стрит-арт и маркет с товарами исключительно ульяновских производителей. Художники, арт-объекты и многое другое. Хочешь брейк-данс танцуй, хочешь дреды плети. С утра до позднего вечера трудились мастера тату и пирсинга. Была даже музыкальная зона, где каждый желающий мог «поджемовать», в том числе, с участниками выступающих команд. Ожидали до 15 тысяч зрителей. По факту их оказалось значительно меньше. Хотя и цена входного билета была как бы символической 550 рублей. Но пришедшие вряд ли пожалели.
Что касается социального элемента, то был и обещанный эко-блок, где ульяновцы узнали о доступных способах охраны окружающей среды. И попутно научились делать из тканевых отходов удобную одежду.
Ну и, конечно же, живая музыка под ритмы барабанов и гитар…
Не для себя
Приём заявок от музыкальных коллективов на участие в фестивале начался ещё ранней весной этого года. Более 110-ти претендентов из 21-го региона России (Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Воронеж, Ульяновск и другие российские города) проходили конкурсный отбор. В конце мая организаторы отсмотрели полученный материал и сформировали лайн-ап фестиваля. В результате на фестивальную площадку вышли 15 команд. А сам форум даже прирос хэдлайнерами.
- Первоначальная идея устроить масштабное событие для ульяновских рок-групп позже переродилась – продолжает Кузнецов. – Пришло осознание, что необходимо утолять физический и духовный голод земляков и повышать качество культуры…
Тут – кстати или некстати – можно добавить, что у группы самого Кирилла Кузнецова «901 километр» с 2021 года затянулась творческая пауза. Но никаких инсинуаций. «Баржа» не фестиваль «под себя». Кстати, на один фестивальный день к «девятьсот первым» присоединился наш земляк, а ныне питерский музыкант Юра Насос. Интересуемся: «Каким выглядит музыкальный Ульяновск с большого расстояния?». «Отлично выглядит, всё очень круто. Сейчас бы уже не уехал, думаю», - отвечает Юрий.
- Мы разумеется тоже собрались ради фестиваля, тряхнули стариной, - это уже снова Кузнецов. - Но сразу была идея – разбавить местных иногородними группами. Не просто сделать мероприятие для себя. А пригласить людей, чтобы они на все это посмотрели. К нам приехали гости из Москвы, Питера, Самары, Ижевска…
Главное – только живой звук
Это условие организаторов было соблюдено на все сто процентов. Причём, по звуку всё было продумано до деталей. Киловатты звука «растворялись» на волжском косогоре и не были слышны уже в районе железнодорожной ветки. Так что жителей улиц Минаева и Гончарова децибелы не беспокоили. А фестивальная география с учётом хэдлайнеров расширилась аж до… Владивостока.
Именно оттуда когда-то приехал покорять столицу один из фестивальных хэдлайнеров Максим Свобода. И до сих пор позиционирует себя как музыканта с Дальнего Востока. А пять лет назад стал триумфатором телепроекта «Песни» на одном из федеральных каналов. За кулисами фестиваля он поделился:
-Москва слезам не верит. Москва верит мечтам. Мечтайте и всё получится.
Ещё одним хэдлайнером баржи стала известная питерская рок-группа Stigmata, чей музыкальный боевик «Сентябрь» до сих пор в лидерах на радиостанциях страны.
- Попсовики говорят, что хит можно просчитать. У вас с «Сентябрём» было что-то подобное?
- Да мы сами до сих пор удивлены такому успеху именно этой песни, - отвечает перед выступлением в Ульяновске (которое, кстати сказать, не первое) основатель и лид-гитарист группы Тарас Уманский. – Не ожидали такого прорыва. Хотя, с другой стороны, всё логично, учитывая, что «Сентябрь» шёл из души, а осень наше любимое время года.
- Один из ваших первых альбомов назывался «Больше, чем любовь». И что же больше?
- Мы не анализировали. Наверное, нет ничего больше. Только если сама любовь. Когда её больше.
Продолжение следует…
Алексей Романов
Фото Юрия Тимонина