Испытание рубля валютой
В первый месяц лета российский рубль сильно просел по отношению к ведущим мировым валютам – американскому доллару и евро. К началу июля курс рубля достиг показателей, до которых не опускался больше года. Один евро на бирже стоил свыше 102 рублей, доллар – свыше 93-х. Происходящему стали давать массу официальных и неофициальных объяснений – умных и даже заумных. Одновременно власти заявили, что в целом экономические показатели в стране лучше ожидаемых, финансовой стабильности ничто не угрожает. Но цены на многие товары и услуги в России принялись активно расти.
За июнь российский рубль ослаб по отношению к доллару США на 10,4 процента (за май этот показатель составлял лишь один процент). Нагрянувшее без видимых существенных поводов падение рубля повысило тревожность финансовых рынков и породило разные версии происходящего. Однако аналитики Центробанка РФ считают, что для нынешней девальвации достаточно стандартных объяснений с некоторыми нюансами. В текущем обзоре финансовых рынков, опубликованном 10 июля, Центробанк сообщил, что основным фактором случившегося стало ослабление торгового баланса, снижение продаж валютной выручки отечественными экспортерами. Продажи валютной выручки сократились на 22,9 процента — до 7 млрд долларов. При этом совокупный объем торгов на внутреннем валютном рынке вырос до 8,1 трлн рублей с майских 7,6 трлн рублей.
Представители финансового блока страны пытаются доказать, что сегодняшнее ослабление рубля вызвано рядом объективных причин: снижением уровня платежного баланса, ростом бюджетного дефицита и усложнением логистических цепочек доставки товаров. Все это якобы и ослабляет рубль. Такие рассуждения базируются на том, что падение доходов нефтегазового сектора сужает налоговую базу, и это сокращает поступления в бюджет. А усложнение логистических цепочек и серьезная зависимость российской экономики от импорта вынуждают правительство РФ использовать все более сложные и дорогие схемы поставок. В результате положительное сальдо торгового баланса постоянно сжимается, повышается спрос на заимствования, в том числе в валюте, дефицит которой ведет к ослаблению рубля.
Ряд независимых наблюдателей полагает, что на состояние рубля повлияли, в конце концов, и те многочисленные экономические санкции, которые пакетами принимались против России за рубежом после начала военной спецоперации. В какой-то момент давление превысило критический рубеж, а Центробанк ослабил контроль за курсом рубля, и мы получили его реальный вариант на сегодня.
Впрочем, в начале этой недели курс рубля немного отыграл назад: евро, например, отступил ниже психологической отметки в 100 рублей. Это сразу же позволило главе Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной заявить, что финансовой стабильности в стране ослабление рубля не угрожает, и для регулятора любой курс приемлем. А плавающий курс рубля – вообще благо, которое позволит отечественной экономике легче абсорбировать внешние шоки. О том, что беспокоиться не стоит, говорит и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков:
- Кремль не видит угрозу для финансовой стабильности страны. Наоборот,… ситуация лучше, чем это можно было бы спрогнозировать. Что касается курса валюты — ну, такое бывает, и это никоим образом не угрожает стабильности.
Песков подчеркнул, что в повышении курса валют всегда есть значительная доля спекулятивных игр, которые нельзя исключать и сейчас. Пресс-секретарь напомнил также о недавней встрече президента России Владимира Путина с премьер-министром Михаилом Мишустиным, где было отмечено, что экономические показатели страны находятся на очень высоком уровне. Российские руководители обсудили цифры, свидетельствующие о макроэкономической стабильности, и подчеркнули, что все остальное зависит от текущей конъюнктуры. Мишустин к тому же на днях заявил, что, несмотря на происходящее с рублем, инфляция в России остается умеренной: с января по начало июля составила 2,9 процента, что существенно ниже прошлогодних значений, и в годовом выражении не превышает 3,5 процента – один из самых низких сегодня показателей в мире.
После столь разноплановых новостей у простого россиянина голова кругом идет – к чему готовиться: к лучшему или к худшему? Самую жизненную подсказку дают потребительские цены, которые, увы, растут. Сегодня дорожает не только прямой импорт (в том числе из объявленного дружественным Китая, который прекрасно пользуется сложившейся ситуацией), но и отечественные товары, производство которых завязано на импортных составляющих. Вот лишь несколько примеров. Цена бензина Аи-92 в европейской части России по итогам торгов на Санкт-Петербургской бирже 10 июля обновила очередной исторический рекорд нынешним летом: стоимость впервые превысила 59 тысяч рублей за тонну. Вновь дорожают материалы для отделки квартир: с начала 2023 года себестоимость ремонта в России увеличилась почти на 11 процентов. На треть в течение трех последних месяцев стали дороже меховые изделия, без которых зимой у нас никуда. Фармпроизводители прогнозируют подъем цен на медикаменты, в которых используются зарубежные субстанции: доля таких препаратов доходит в России до 80 процентов. Даже сахар, которого как «СК» не раз сообщал, в минувшем сезоне произвели столько, что можно широко экспортировать, подскочил в последнее время в цене. И людям уже неважно, в чем дело – в падении рубля или в сложной логистике. И что из этого чему причиной.
Скоро, правда, начнет массово поспевать местный урожай – всякие огурцы, кабачки и прочее. Они сезонно подешевеют, и тогда власти смогут протрубить о снижении уровня потребительских цен.
Владимир Самарин
Фото: to-kuban.ru