Температура медицинского полиса
С тех пор, как в современной России ввели полисы обязательного медстрахования, медицинская помощь у нас превратилась в сплошную бухгалтерию. Власть, минздравы всех калибров, да и сами учреждения здравоохранения теперь озабочены, в первую очередь, не лечением, а его экономической целесообразностью, окупаемостью затрат и т.п. Главное, чтобы дебет с кредитом сходился. А вокруг роем вьется платная медицина, настойчиво вытесняющая бесплатную…
Государство делает вид, что старается отделить бесплатное от платного. Например, с 1 сентября 2023 года в России начнут действовать утвержденные правительственным постановлением новые правила предоставления медицинскими организациями всех форм собственности платных медуслуг. Власти утверждают, что тем самым четче разграничатся условия предоставления услуг, чтобы не допустить подмены бесплатной медицинской помощи, оказываемой в рамках программ госгарантий.
Что нового несут эти правила пациентам? При ближайшем изучении – ничего особенного. Очередной формальный документ, каких много. По полису обязательного медицинского страхования (ОМС) по-прежнему бесплатными остаются первичная медико-санитарная помощь (она же поликлиническая), специализированная медицинская помощь (включая высокотехнологичную и лечение в стационаре), паллиативная, а также скорая медицинская помощь. Получение бесплатной помощи обусловливается медицинскими показаниями. Скажем, попасть на прием к узкому специалисту, пройти исследования на определенной аппаратуре (УЗИ, магнитно-резонансный томограф и т.п.), лабораторную диагностику можно только по направлению врача. Если же направления нет, а пациент настаивает на проведении каких-то исследований, то ему придется заплатить за услуги, даже в случае их выполнения в государственной клинике.
В новых правилах подчеркивается, что медорганизация обязана проинформировать пациента при заключении договора на платную медицинскую помощь о возможности получения соответствующих видов и объемов медпомощи без взимания платы в рамках базовой и территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также о сроках ее ожидания. Отказ пациента от заключения договора не может становиться причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему без взимания платы в рамках программ госгарантий, говорится в постановлении правительства РФ. Так что, если установленные программами сроки оказания бесплатной помощи нарушаются, а за деньги ее можно получить в госучреждении немедленно, то это незаконно.
В начале нынешнего года правительство РФ сообщало о росте на 295 миллиардов рублей финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи. В 2023 году бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) впервые превысил 3 трлн рублей. В эту сумму входит и повышение зарплат медиков, и увеличение объема помощи для пациентов.
Казалось бы, можно только порадоваться всему сказанному выше, однако, в организации процесса стало наблюдаться завинчивание гаек. Увеличенный размер ФОМС словно сразу же принялись жестко экономить. Из разных регионов страны поступает информация об усилившейся тенденции не назначать лечение выше принятых стандартов, реже бесплатно направлять на дорогую диагностику и к узким специалистам. За всем этим взялись якобы строго следить аудиторы территориальных ФОМС, проверяя лечебные учреждения в регионах. За каждый «лишний» укол, сделанный в государственных стационарах, взыскивают сполна, выписывая, порой, штрафы за превышение финансовых лимитов при так называемом «перелечивании пациентов».
Зато всех россиян подряд усиленно гонят на бесплатную диспансеризацию. Без отметки о ее прохождении людям иногда отказывают в консультациях узких специалистов, в исследованиях, о которых просят больные. Полноценная грамотная диспансеризация – вещь, конечно, полезная. Но многие россияне предполагают, что у нас она проводится для галочки, потому что процедура эта бесплатная, а всё более-менее полезное в нашей медицине нужно либо выпрашивать, либо оплачивать из собственного кармана.
Экономия средств ФОМС, наряду с их нехваткой, породили и такое уродливое явление, как оптимизация больниц, громко именуемая модернизацией. В Ульяновской области в прошлом году, напомним, облправительство разработало залихватскую схему по объединению 15-ти центральных районных больниц (ЦРБ) в пять, так называемых, межрайонных медицинских центров. Для совершенствования системы здравоохранения, естественно. К настоящему моменту успели прикрепить Базарносызганскую ЦРБ к Барышской, позиционируя последнюю как крепкую, лучше обеспеченную специалистами, оборудованием. А недавно пришло сообщение, что в Барыше приостановлена работа родильного отделения из-за отсутствия врача. Вот вам и модернизация. Рожениц из двух районов придется отправлять в областной центр или к повитухам. Зато при нынешней страховой медицине требуется содержать структуры ТФОМС дополнительно к облминздравам.
Сегодня важна температура не человека, а медицинского полиса – не «перегревается» ли сверх нормы бюджет, отпущенный на лечение простых россиян? Власть требует следить, в первую очередь, за расходами на медицину, а не за здоровьем людей. В конце концов, если перефразировать одну пренебрежительную фразу, их здоровье – это их проблемы. Создается впечатление, что чиновники считают именно так.
Григорий Говоров
Фото: artembolnica2.ru