Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Зачем детям нужен труд?

Российские и мировые психологи указывают на одну и ту же проблему: инфантильность молодёжи, её неприспособленность к созидательному труду. Причём, российские уточняют, что массовый поворот в эту сторону начался довольно давно, в середине «нулевых». В этой связи предлагаем вам рассмотреть принятый недавно в первом чтении законопроект об обязательном привлечении школьников к общественно-полезному труду.

Сначала о проблеме: родители часто жалуются, что дети перестали помогать по дому, иногда ещё рассказывают о том, что ребёнок согласен, к примеру, мести пол, но требует за это «зарплату». Типа, если он подметет, то 50 рублей, если поможет посуду – 40 и так далее. Схема эта даже описана в неопедагогической литературе, как полезная, ибо учит детей обращению с деньгами, учит ценить себя и собственные усилия.

Есть от родителей и другие жалобы: дети теряют эмпатию. То есть, они уступают место старушке в трамвае, потому что этому их научили в школе, но не способны, например, помочь усталой маме накрыть на стол, встретить её, идущую после рабочего дня, чтобы помочь донести сумки и так далее.

Проблема, как нам думается – вполне проста: тенденция образования постсоветского времени нацелена на то, чтобы воспитать в детях эгоцентризм, «люби себя», «не отдавай последнего» и так далее. Понятно, что этот «вектор развития педагогической мысли» возник из желания сбалансировать то самоотречение личного перед общественным, которое прививало советское образование. В школьной среде уже не популярна игра в «Тимура и его команду». Да и, думается, мало кто из школьников читал одноимённую повесть Аркадия Гайдара. В ней речь идёт о том, что дети внимательно следят за жизнью окружающих людей с целью выявить проблему человека и помочь ему её решить. Причём, тайно. Не требуя ничего взамен. Это, кстати, перекликается с народными верованиями. В 19 веке существовал такой обычай «тайная милостынька». Смысл её в том, чтобы незаметно для нуждающейся семьи принести и оставить на крыльце у входа в дом то, чем богат ты сам, например, молоко, или крупы мешок, чего-то, что поможет семье. Кстати, обратите внимание, как изменилось общество: сейчас на подобный поступок мало кто способен, разве что, депутаты, да и то, только перед выборами и только при участии средств массовой информации, чтобы об этом поступке узнало как можно больше людей. Понятно для чего, да? Чтобы все хвалили и рассказывали, какой этот депутат хороший, голосовали за него. То есть это уже не безвозмездная помощь. Это обмен. Я тебе дешёвый рюкзачок с парой тетрадок в рамках акции «Помоги собраться в школу», а ты меня выбери, чтобы я потом несколько лет на твои налоги жил-не-тужил.

А это выражение: «Любой труд должен быть оплачен», помните? Это из той же серии. Я что-то сделаю тебе, а ты мне… Это затронули даже сферу межполовых отношений: читали на «женских форумах» такое: «Я дарю мужчине себя, а он обязан кормить меня, моих детей, защищать и т.п.» То есть и любовь переведена в сферу «товарно-денежных отношений».

Так откуда все это взялось и причём тут закон о детском труде? А вот причём. В его названии есть несколько слов, на которые следует обратить внимание. Первое, это слово «труд». Труд, это процесс, совершая который, ты тратишь энергию, потеешь, устаёшь. Второе многосоставное слово «общественно-полезный». То есть, полезный не только лично тебе, но и людям. Обществу. Законопроект, в отличие от многих, не представляется нам спорным. Научить ребёнка ценить общественное, мыслить свое процветание не только рамками своей комнаты или квартиры, но и двора, города, страны – важно. Важно и дать понимание того, что бенефициаром или, иначе, благополучателем, становится он сам, как неотъемлемая часть общества, членом которого он является. И это можно отметить, как действительно важный закон, который, местами, пожалуй, даже лучше учит истинному патриотизму, чем массовые парадные шествия.

Да, нужно быть эмпатичным. Да, нужно видеть, где можно приложить усилия, чтобы стало лучше жить. Не только тебе, а всем, тебе лишь «в том числе». И тогда ребёнок, умеющий это все увидеть и понять, обязательно встретит маму, лишний раз не кинет бумажку на тротуар, потому что это его пространство, потому что это его люди, потому что он знает, чего стоят усилия, призванные наводить порядок и так далее.

«Детский труд» - словосочетание, пугающее слой населения, которое в интернете приобрело стойкое название «яжмать» и «яжотец». Адепты этих взглядов считают, что их чадо не должно каким-то образом делать нечто для кого-то. Это неплохо наложилось, например, на то, что в школьном классе не нужно теперь дежурить, то есть мыть парты и пол, мочить тряпку, то есть выполнять некие работы, которые пойдут на пользу не только ему. Противники закона уже возмущаются тем, что в нем оговаривается, что к «общественно-полезному труду» детей будут привлекать без согласия родителей. А, собственно, почему? Хотелось бы спросить этих людей: «А почему? Потому что ваш ребёнок похудеет на свежем воздухе и проведёт это время активно? Или вы полагаете, что ваше дражайшее чадо отправят в литейный цех или угольную шахту?». Если ваш ребёнок в силу медпоказаний не может поучаствовать в какой-то деятельности, его не возьмут, но, если может, то разве плохо, если он научится держать в руках грабли и метлу? Кто знает, как сложится жизнь, может, в отличие от вас, у него будет дача и умение убрать листву ему пригодится. Разве плохо, если он будет чувствовать себя частью общества, в котором есть разные люди, разный достаток, но все они равны, например, перед грязным тротуаром и красивым цветником.

Когда-то в приоритете было общественное. Потом личное. И баланс до сих пор не найден. Однако, пожалуй, он состоит в том, что, если ты – член общества, то, что бы ты ни сделал для него, ты делаешь это и для себя. Каким бы «небожителем» ты ни был, ты ешь, пьёшь, мусоришь. И кто-то растит для тебя овощи и хлеб, убирает за тобой. И он тоже, как бы, не обязан. Но он делает. А если ты включишься и поможешь, то всем будет легче и лучше. Хочется надеяться, что этот закон вскоре вступит в силу и общественные отношения по типу «ты - мне, я – тебе», отойдут на положенное им место. И тогда, возможно, мы увидим через годы других людей. Неравнодушных. Способных не только вместе маршировать, но и строить, созидать, помогать нуждающимся без расчёта на некую славу.

Александр Сергеевич

Фото1: www.culture.ru

Подпись к фото: Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.