Западня лифта
Высотные жилые дома в 17, 24 и более этажей, которые сейчас активно возводятся и в Ульяновске, могут стать капканами для их жителей. Ведь эти здания невозможно представить без лифта. Если он вдруг выйдет из строя или в доме просто отключат электричество, то обитатели верхних этажей окажутся отрезанными от мира. Подняться пешком на двадцатый этаж - это вам не на пятый и даже не на девятый. Тем временем лифтовое хозяйство в стране продолжает неумолимо стареть, а замена отслуживших лифтов стала сегодня дорогущим удовольствием и отстает от планов. Жители старых многоэтажек уже чувствуют это на себе, в отличие от тех, кто вселяется в новостройки, где и оборудование пока новое. В Ульяновской области ситуация с заменой отслуживших лифтов особенно острая: наш регион находится среди лидеров российского антирейтинга.
Быстрее стареют, чем обновляются
Считается, что лифт вырабатывает свой ресурс за 25 лет: потом технику необходимо менять или основательно модернизировать. По данным Ростехнадзора, около 20 процентов действующих лифтов в стране (всего их около 500 тысяч штук) выработали срок эксплуатации. Программа по замене подъемного оборудования решает эту проблему лишь частично – парк стареет быстрее, чем идет его обновление. Об этом говорит и выросшее количество несчастных случаев. Если в 2012 году на всероссийском съезде лифтовиков прозвучало, что за предыдущий год было зафиксировано лишь два случая травматизма на лифтовом транспорте, то теперь цифры очень тревожные. Издание «Октагон» сообщает, что с начала 2023 года в стране произошло 62 чрезвычайных происшествия в лифтах и на эскалаторах. За пять последних лет погибло 129 человек. Это означает, что в среднем лифты каждый месяц уносят по две человеческих жизни. Виноваты обычно неисправности.
Вот лишь несколько печальных примеров. В феврале в Москве погиб упавший в шахту лифта мужчина. В Мытищах сорвался лифт с пятью пассажирами, их спасло срабатывание аварийной системы торможения. В марте из-за падения в шахту лифта погиб житель Иркутска. Рухнувший лифт убил молодого человека в Самаре. Совсем свежее ЧП: неделю назад в подмосковном Воскресенске лифт упал с пятого этажа. В момент происшествия в нем находились мужчина и женщина. Они получили травмы различной степени тяжести, переломы конечностей. По предварительной версии, падение произошло в результате неисправности системы остановки на первом этаже, лифт опустился на буферах. Лифтовое оборудование в этом доме ввели в эксплуатацию в 2007 году.
Ульяновская область – в зоне риска
К февралю 2025 года, согласно техрегламенту Таможенного союза, требуется заменить все лифты, отработавшие свой срок, а это в целом около 100 тысяч лифтов. По другим данным – еще больше. Но темпы замены недостаточны. На прошедшей недавно Российской лифтовой неделе исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта Анна Мамонова назвала десять регионов, где наиболее высок риск не успеть заменить изношенные лифты к февралю. В этом списке оказалась и Ульяновская область вместе с Самарской, Саратовской, Нижегородской, Челябинской, Мурманской областями, Санкт-Петербургом, Алтайским краем, Чувашией и Удмуртией.
Замена лифта – процедура очень дорогая. Сегодня приобретение и установка нового подъемного механизма отечественного производства обходится примерно в 1,5 миллиона рублей. Основной источник финансирования замены лифтов - программы капитального ремонта домов, а значит - взносы граждан, собственников квартир. Большинство многоквартирных домов просто не в состоянии осилить замену, ведь в зданиях требуется поменять не один лифт. К тому же лифтовое оборудование резко подорожало после ухода ряда иностранных компаний с российского рынке из-за экономических санкций. А импортные детали занимают до 40 процентов комплектующих даже в лифтах отечественного производства. Российские лифтовые заводы сейчас загружены заказами, поэтому тоже значительно подняли цены на свою продукцию. В России был краткосрочный опыт предоставления господдержки по замене лифтов: из федерального бюджета выделялось 750 млн рублей, что-то из них досталось и Ульяновску. Однако, эти деньги уже израсходованы, здесь требуются миллиарды. Минстрой РФ ежегодно подает заявки в Минфин о необходимости выделения средств из федерального бюджета на поддержку регионов в замене лифтов, цитирует «Российская газета» заместителя директора департамента Минстроя Анну Огурцову. Однако, взаимопонимания пока не найдено: в Минфине считают, что замена лифтов - полномочия региона и жителей конкретного дома.
Вынуждены обслуживать больше нормы
Еще одна проблема, касающаяся лифтового хозяйства – дефицит обслуживающих его специалистов, их низкая квалификация. Вот какой комментарий дал недавно телевидению вице-президент ассоциации «Опора России», руководитель направления «Строительство и ЖКХ» Евгений Шлеменков:
- Лифт- сложный механизм, который требует постоянного ухода: хотя бы раз в месяц нужно проводить регулировку тех же лебедок, смотреть работу редукторов и т. д., тогда он не будет ни дрожать, ни трястись во время движения, работать надежно. Но, к сожалению, для того, чтобы снизить платежи за обслуживание лифтов, у нас на сегодняшний день не хватает времени механикам на эту работу. Потому что механик может обслужить примерно 40 лифтов в месяц, а, получается, что, якобы для снижения затрат, эта норма существенно увеличена во многих случаях, поэтому мы получаем вот такие некачественные и опасные лифты. Лифт – штука дорогая. Хотя его нормативный ресурс считается 25 лет, но отдельные узлы, в том числе такие сложные, как редукторы, лебедки, выходят из строя гораздо чаще и соответственно, требуют замены, требуют ремонта. Эти средства мы должны собирать либо разово, либо учитывать в тарифах. Ну, понятно, что управляющая компания, которой мы поручаем такую работу, до последнего ждет, когда что-то произойдет, чтобы замена была уже просто необходимой. В общем, это нехорошая ситуация.
Взносов не хватает
Итак, денег, собираемых с собственников жилья на капитальный ремонт, для нормальной эксплуатации лифтов не хватает. И вот уже Фонд развития территорий предлагает увеличить платежи людей. Но до какого же размера еще увеличивать: услуги ЖКХ и без того разоряют россиян. Многоквартирные дома с трудом наскребают средства на ремонт ветшающих инженерных сетей, крыш, на содержание зданий и т.п. Всё это обычно делается по минимуму, однако – по высоким ценам. Государство капитально кинуло людей, когда, сделав их владельцами квартир, переложило на плечи жильцов все расходы по содержанию общего имущества, по ЖКХ. Нет, насильно менять те же лифты или латать протекающую крышу, никто людей вроде бы не заставляет. И собирать на это добровольно повышенные платежи – тоже. Но тут видится простой расчет: дойдут люди до ручки с лифтами или с крышей – заплатят, сколько потребуется, куда деваться. Или будут обходиться без лифта.
Еще интереснее ситуация с теми, кто живет на первых этажах многоэтажек. Они с самого начала жилищной реформы в России возмущаются, что вынуждены платить за лифт, хотя им не пользуются. Кто-то вообще не делал этого никогда за все годы. Вопрос постоянно обсуждается на разных уровнях власти, однако, жильцов первых этажей от платы так и не освобождают. Тогда, может быть, вообще сделать проезд в лифте коммерческим, как в метро, установить рядом терминалы для сбора денег? Кто чаще ездит, тот пусть больше платит, в том числе, гости. Смешно, но вдруг и до такого дойдет?
Государство с заменой лифтов в многоэтажках помогает, как уже отмечалось, скромно. А могут ли часть расходов взять на себя регионы? Могут, но только те, у кого бюджет побогаче. Например, на программу капремонта в многоквартирных домах выделяет средства Татарстан. В нашем же регионе местные власти сами часто становятся злостными задолжниками по обязательным платежам за муниципальное жилье, находящееся в социальном найме. Поэтому для ульяновцев, не желающих сталкиваться с лифтовыми проблемами, пока остается один совет: выбирайте квартиры в малоэтажках или индивидуальные дома.
Владимир Самарин
Фото: smartik.ru