Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Алкоголь «шаговой доступности»

О комфортности современного города сказано много. Шаговая доступность услуг, образования, здравоохранения – об этом говорится много. Делается – меньше. То тут, то там раздаются мольбы о помощи в организации транспортного перемещения до больниц и школ, учреждений дополнительного образования, культуры. Гораздо лучше в этом смысле дело обстоит с объектами торговли. А уж в отношении торговли алкогольной продукцией и вообще все хорошо. Только вот хорошо ли это?

Жители многих домов не раз жаловались в редакцию по поводу открытия алкомаркетов в жилых домах. Подобные магазины привлекают, особенно в летнее время, любителей выпить на территорию, прилегающую к домам. Очень часто, что похмеляются «затарившиеся дяди и тети» прямо на детских площадках. Самый, пожалуй, яркий пример – Полбина 46. Там, выйдя из алкомаркета, страдающий похмельем горожанин, оказывается на тенистой детской площадке. Полиция сюда заглядывает редко, потому что проезд не сквозной, а делать лишний крюк считается нецелесообразным. Да и распивающие ведут себя тихо, никого особо не трогают. Ну, мусорят немного, ну, детям играть негде. Ну, подумаешь, пусть в другом месте проиграют. У тетенек и дяденек после вчерашнего головушка болит и им бы холодненького дешёвого пивка в тенечке выпить. Или ещё какого-то пойла. Типа «Мистера сидра».

Нужно заметить, что в числе жертв последнего напитка есть подростки. Кто им продал этот напиток или как они могли его заполучить, могут быть разные мнения, но факт остаётся фактом: у ульяновских детей большая «насмотренность» в этом смысле. Совсем недавно родители и руководство школы №86 собирали сход по поводу открытия очередного сетевого алкомаркета в границах так называемого «школьного маршрута». Кстати, сам термин «насмотренность» обычно применяется в музейно-экспозиционной практике. Музейщики и музейные критики посещают множество выставок, чтобы уметь систематизировать, выбрать лучшее и воплотить в стенах своего учреждения культуры.

С юными жителями Ульяновска дело обстоит иначе: музей – это где-то в центре, далеко, посмотреть можно только за деньги, а вот понаблюдать алкашей можно прямо с детской площадки. Или по дороге в школу. Да и поучаствовать, насмотревшись, тоже запросто: алкоголь вполне законно продают по дороге в школу, во дворе, рядом с детской площадкой. Конечно, ребёнку продавец в большинстве случаев не продаст, но можно же попросить «доброго дядю-алкаша» купить какого-нибудь напитка. Просто так он, конечно, не пойдёт, но если при этом ему дать на пиво для него – сбегает бегом.

Наверняка среди читателей есть те, кто скажет: «Это единичный случай! Разберёмся!» Придётся вас разочаровать. Случай, мягко говоря, не единичный. Вот, будьте любезны, держите ещё один: Красноармейская 63. Алкомаркет прямо в доме, рядом школа искусств.

Найдутся и те, кто скажет: «А что вы предлагаете? Люди всегда пили, пьют и будут пить! Запреты в этой области всегда приводили только к тому, что эта часть экономики уходила «в тень», появлялось большое количество суррогатов, отравлений, смертей». Тоже отчасти справедливо. Особенно, если вспомнить губительную для страны Горбачевскую антиалкогольную кампанию.

Кто-то добавит: «Всеми этими дворовыми алкашами должна заниматься полиция».

И снова – верно. Но лишь отчасти. Просто у полиции на самом деле много дел и кроме выискивания алкашей по дворам.

В мировой практике есть способы решения проблемы. Несколько лет назад мне довелось бывать на родине любимого многими детьми «Карлсона который живёт на крыше», в столице Швеции, городе Стокгольм. Жил я там на квартире. В первый день приезда, вечером я захотел «отметить это дело». Спустился в супермаркет неподалёку, но… Там совершенно не продавался алкоголь. Ни водки, ни вина, ни, даже, пива с сидром просто не было. Я отправился на поиски и не нашёл алкоголя нигде. Я вернулся домой и позвонил более осведомленным в ситуации друзьям. Я просто не понимал, как такое может быть? Неужели здесь совсем не пьют?! Оказалось, что пьют. И не меньше нашего. Однако, на весь почти двухмиллионный Стокгольм есть всего один алкомаркет. Кстати, часы на тот момент показывали 19.30 и магазины уже все были закрыты. Друзья мне посоветовали сходить в любой бар или ресторан, многие из них работают круглосуточно, и там вполне можно выпить и закусить. Однако, выносить алкоголь из них нельзя. Да и стоит он дороже магазинного.

Поскольку повод имелся, я пошёл в бар. Да, цены там исключали присутствие «люмпен-пролетариата». Кроме того, безопасность обеспечивали охранники и «тревожные кнопки». Любой дебош был бы подавлен в зародыше. Также рядом с «объектом общественного питания» не было ни одной школы или детской площадки.

На следующий день я, уже, как в музей, направился в тот самый алкомаркет. Путь оказался не близким, в магазине было много народа. Там я для себя понял ещё одну важную вещь: для того, чтобы прийти сюда за спиртным, действительно нужен весомый повод. Толкаться в очереди, ехать через весь город – задача не из простых, особенно, если к её решению побуждает только банальное желание выпить.

У меня оставалось ещё одно сомнение: в России продажи алкоголя с 1474 были делом полностью подконтрольным государству и дающим много денег именно в казну. Эту монополию ввёл царь Иван III. Был жесткий государственный контроль за производством и продажей спиртного. «Варить питья» самостоятельно дозволялось только «для домашнего употребления», с уплатой пошлины в казну.

Оказалось, что шведы не глупее царя Ивана. И у них до сих пор алкоголь находится в строгой госмонополии и полностью контролируется государством. Каждая крона, заработанная на алкопродажах попадает в бюджет. Если же говорить о прочем, то в ресторане купить спиртное можно с 18 лет, в магазине – с 20. И это не случайно. По мнению шведов, в ресторане культуру потребления напитков легче контролировать в «пункте общественного питания», нежели за закрытыми дверями квартиры. Нужно ли говорить, что в их полицейских сводка почти не появляются так привычные нам те, согласно которым квартирная пьянка очень часто кончается поножовщиной.

Возвращаясь к проблемам формирования комфортной городской среды Ульяновска хотелось бы отметить, что школы и детсады могли бы быть и меньше, чем разные «губернаторские лицеи», зато поближе к дому, а вот алкомаркеты можно и реже располагать и открывать. Кому очень надо, проедет и подальше. Бизнес, господа! Иногда просто гибельный.

Для справки:

На момент выхода газеты появилась информация, что в России могут запретить продавать алкогольную продукцию в любых магазинах, кафе и ресторанах, которые находятся в жилых домах. Законопроект депутаты «Единой России» планируют внести уже в ближайшее время в Госдуму.

Пётр Иванов

Фото: uznayvse.ru