Ирина Муравьёва «не в своих санях»
Звезда считает, что «уходить надо вовремя»
В год 200-летия Александра Николаевича Островского посмотреть спектакль по не самой известной его пьесе «Не в свои сани не садись» – радость. То, что одну из главных ролей сыграла звезда театра и кино Ирина Муравьёва, для ульяновцев - счастье. А пообщаться за кулисами с Ириной Вадимовной – удача….
- Как минимум в двух фильмах вы настолько органично сыграли героинь, как принято говорить, понаехавших в столицу, что для многих странно узнавать, что Муравьёва - коренная москвичка.
– Тут, наверное, дело в воспитании. Да, я – москвичка. Но никогда не чувствовала превосходства только лишь по этой причине. Уверена, что родиться в Москве можно, а вот высокое звание жительницы столицы надо заслужить. И заслуживать можно всю жизнь. Это из семьи, а она у меня строгая. Но, кстати, самой яркой роли провинциалки – «Нины Соломатиной» из «Карнавала» в моей творческой биографии могло бы не быть. Поначалу я посмела отказать великой Татьяне Лиозновой, режиссёру культовых «Семнадцати мгновений весны». По сценарию Нине Соломатиной было всего 18 лет, а мне к тому моменту за тридцать. Чтобы органично смотреться в школьной форме, часами занималась в спортзале. До сих пор не в восторге от этой своей киноработы. Хотя и была названа за роль Соломатиной лучшей киноактрисой 1982 года.
Отказывала и ошибалась
- Часто отказывали кинорежиссёрам?
- Бывало. И, как правило, ошибалась. Сразу после триумфа фильма «Москва слезам не верит» Владимир Валентинович Меньшов предложил мне сыграть Раису Захаровну в «Любовь и голуби». Он уже держал Гурченко «в рукаве», но решил попробовать меня. Я наотрез отказалась – Раиса показалась мне наглой и беспринципной.
- А что с «Самой обаятельной и привлекательной»?
- Тоже поначалу нет. Не нравился сценарий, не нравилось конструкторское бюро, а больше всего не нравилась роль очередной дурнушки. Но тогда я сдалась под напором режиссёра. И не жалею.
Никогда не будешь первоисточником предложения
- Перейдём к театру. У вас есть работа в стационарном Малом театре. Зачем антреприза?
- Давайте говорить не об антрепризе вообще, а о конкретном спектакле «Не в свои сани не садись». Это ощущение праздника, любви, во-первых. И, во-вторых, возможность окунуться с головой в чудесный и волшебный мир поэтики настоящего русского языка. Для меня достаточно.
-В театре осталась несыгранная роль, о которой жалеете?
- Мечтала когда-то сыграть в «Грозе» Островского. А вообще, мечтать никогда не нужно, потому что такая у нас профессия, где никогда ты не будешь первоисточником предложения.
Прикосновение к великому
- Когда-то вы сыграли с великой Раневской в легендарном спектакле «Дальше – тишина». Что это за ощущения?
-Рабочие. Меня вызвали репетировать с Раневской. Как потом выяснилось, это были мои смотрины. Мы порепетировали. Потом в театре, мне сказали: «Она приняла тебя!». Осознание прикосновения к великому пришло позже. Раневская - не человек, она - люди. Очень разная, непредсказуемая. Помню три случая. Отыграли спектакль. Она берёт меня на поклоне за руку и шепчет: «Видите, как я вас к себе приблизила?». Другой спектакль. Она даже не смотрит в мою сторону. У нее холодные руки. Сыграли – разбежались. Потом мне говорят: «Беги к Раневской, проси прощения! Ты не пришла, не поздоровалась перед спектаклем! Она кричит, что ты невоспитанная девчонка!». Я села, ноги у меня отнялись. Никуда не пошла. На следующий спектакль былой обиды не было. Если бы я пошла… Понимаете, она любила что-то сделать артисту, чтобы он держал себя в руках. Тех, кто сдался, ненавидела.
Немного устала…
- Вас в современных зрителях что-нибудь раздражает?
- Ну, знаете, нужно быть благодарной. Хотя, по большому счёту, плохая посещаемость культурных мероприятий по всей России сильно угнетает.
- В последнее время вас практически нет на экране и в театре вы играете выборочно. Или это только так кажется?
- Я, наверное, действительно немного устала. Раньше меня интересовало, что происходит в кино, в театре. А теперь… Порой даже стыдно, когда стою на сцене… И потом, возраст все-таки. Начинать уходить надо вовремя…
Алексей Романов
Фото из архива автора