Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Никогда такого не было и вот опять

Нашествие непарного шелкопряда на ульяновские леса.

В летний сезон 2022, то есть прошлого года, впервые за много лет леса области буквально атаковало это вредное насекомое. Для борьбы с ним привлекали специализированные фирмы, из бюджета выделяли деньги, экологи с биологами вели пространные и душеспасительные беседы. Волонтёры собирали личинки и яйца вредителей, дератизаторы опрыскивали паразитов ядом. Осенью министр Рахматулина представила «план на 2023 год». Там были прописаны все усилия, способы и прочие действия по уничтожению непарного шелкопряда. И вот теперь выяснилось, что непарный шелкопряд, как тот панк из поговорки, жив.

Сначала, давайте вспомним, что говорили специалисты-экологи в прошлом году:

- В этот год природа пострадает, потом все восстановится. Вещества действуют и на остальных насекомых, а это может сказаться губительно на природе. Нужно переждать вспышку, смириться с повреждениями, а в следующем году все придет в норму, - глубокомысленно повествовал в прошлом году биолог и натуралист Илья Гомыранов.

Его прогноз не сбылся. Впрочем, прогнозы госпожи Гульнары тоже не сбылись. В этом году шелкопряд успешно доедает лес в Белом Яре и уже приступил к поеданию лесов Сенгилеевского и Мелекесского районов. Его «передовые отряды» обнаружены в Тереньгульском, Радищевском, Майнском, Чердаклинском, Ульяновском районах.

Почему же не оправдались прогнозы экологов? Ответ на это проще, чем думается. Однако, он будет неудобен лесному департамента региона.

В этой структуре ответ даётся удобный: зима-де благоприятная для насекомого была. Не вымерз. Однако, зима была как раз неудобная: личинки-яйца плохо реагируют на перепады температуры и в живом лесу гибнут.

Личинки не погибли не потому, что на них вылили мало яда или сугробы надежно, с осени до весны укрыли кладки шелкопряда. Помогли выжить вредителю лесорубы и их помощники – лесники-лесничие. И мы вам расскажем, как.

Все, кто занимался лесозаготовками при позднем СССР помнят, что после разработки делянки необходимо было убрать за собой все ненужное, а именно ветки. Тогда их не перерабатывали, поэтому лесорубы их сжигали прямо на делянке. Пожаров не случалось, потому что ответственность за лесной пожар существовала изрядная и неотвратимая. Поэтому жгли дотла, но без эксцессов. Оставлять кучу веток в лесу было запрещено. Догадываетесь, почему? Чтобы вредители на зиму не прятались в этих кучах, ведь под крышей из веток всяким жукам-гусеницам не страшны ни мороз, ни оттепель.

Сейчас в лесу не то, что ветки (порубочные остатки) сжечь, костра-то походного развести нельзя. Запрещено. При этом, вместе с запретом - пожаров меньше не стало. А вот гусениц шелкопряда стало больше. Все лето бравые лесорубы валят лес, обрубают ветки, стаскивают их в кучу и оставляют это в лесу, как зимовье для паразитов лесных. Нет, по закону, их надо бы убрать, но этим никто не заморачивается. Ни те, кто лес рубит, ни те, кто им на это разрешение даёт, ни те, кто контролирует.

Если бы леса наши жили своей природной жизнью, то все вышло бы по слову биолога Гомыранова. Но многоуважаемый специалист не учел человеческого влияния на природные процессы.

Что ныне ценится в чиновнике? Умение чётко, красиво и связно говорить на любую профильную тему, давая минимум информации за максимум времени. Госпожа министр Гульнара это умеет. Что ещё ценится? Умение закрывать глаза на все, где могут потребоваться энергичные действия. И с этим все хорошо. А ещё – высшее, желательно, профильное образование, молодость и почтение к старшим по возрасту и званию. Всё это она тоже умеет. Ну и что, если одни и те же грабли ежегодно лупят по лбу. Лишь бы с кресла не скинули. Ну и что, если десятки гектаров леса гибнут, лишь бы кому «важному-нужному» дорогу не перейти. Да и, в конце концов, любой биолог скажет: да, в этой четверти века леса погибнут. В следующую начнут расти, а ещё через 25 лет будет лес опять на месте, приходи, шелкопряд! Циклично же все. И министерство не даром не только природы, но и цикличной экономики. Что не лето, то аврал с волонтёрами и опрыскиванием, что не зима, то дорожные карты с прожектами. А лес… Вырастет. Вот шелкопряд его сожрёт, с голоду помрёт и вырастет новый лес!

А если серьёзно, то проблемы в ульяновских лесах начались давно. Вокруг леса, как и вокруг любого ресурса, вращаются большие деньги, поэтому и правила там… Не законодательные, а продиктованные сиюминутной выгодой. И навести там порядок очень сложно. Но необходимо. Для этого нужно хозяйское отношение. А у нас в лесу только захватчики.

Пётр Иванов

Фото: antiplankton.ru