Нам «мусорный» закон не писан?
1 января 2019 года в России стартовала реформа правил обращения с различными отходами и мусором. Правительство инициировало разработку новых правил потому, что по данным экологов, на тот момент каждый россиянин отправлял на свалку 400–500 килограммов мусора в год. Если из мусора, который граждане выбрасывают за год, построить башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны.
Цели у реформы сводились к (1) ликвидации несанкционированных свалок, (2) сокращению числа мусорных полигонов, (3) строительству комплексов по обработке и утилизации отходов, (4) увеличению доли переработки твердых коммунальных отходов.
Время прошло, но мусора меньше не стало. Почему?
Во-первых, старые помойки централизованно никто убирать не стал. Во-вторых, люди так и не поняли, куда им девать, например, старую большую спиленную яблоню. Договоры на вывоз крупногабаритного мусора их пугают, да так, что мусор потихоньку продолжает вывозиться на окраины населенных пунктов, благо, следить за этим местные власти не спешат, а привычные заросшие поля и овраги ближе и понятнее, чем «региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами». «С ними что-то подписывать нужно? А платить, чай, много! Нет! Вон, вечером увезу в поле или ближайшую лесопосадку и ладно. Сгниет!».
Постепенно к деревьям добавляются старые ванны и тазы, отжившие свое заборы и прочий хлам.
Свалки вокруг сел и городов получают вторую жизнь, возрождаются, так сказать. Кстати, предприятия это поддерживают. Зачем же платить кому-то за вывоз и утилизацию, когда можно потихоньку вывалить за околицу?
Справедливости ради стоит заметить, что тот же самый регоператор вывозит мусор, в основном, туда же, куда и обычные граждане, поскольку ничего мусороперерабатывающего у нас в регионе до сих пор не построено.
Сегодня можно уверенно констатировать, что большинство населенных пунктов Ульяновской области по-прежнему продолжает обрастать мусорными валами по окраинам. Экодозор делится свежими фотографиями. На них – окраина села Александровка Новоспасского района. Подобные пейзажи можно наблюдать между селами Копышовка и Тагай, за селом Подлесное Майнского района, в карьерах Сенгилеевского района и даже близ национального парка «Сенгилеевские горы».
Не обошла эта проблема и Ульяновск, где, например, периодически поднимается вопрос о необходимости ликвидации мусорного полигона рядом с Баратаевским аэропортом. Здесь мусор и кормящиеся им полчища птиц уже не просто портят эстетический вид, но могут создать угрозу безопасному авиасообщению и жизни людей в случае попадания птиц в двигатель самолета.
Приходится констатировать, что широко анонсированная мусорная реформа на примере нашего региона свелась попросту к дальнейшему накоплению отходов и проблем.
Александр Сергеевич
Фото: ulpressa.ru
Подпись: Свалка с видом на нацпарк «Сенгилеевские горы»