Транспортная реформа рассыпалась
Транспортная реформа в Ульяновске через полтора года существования, видимо, совсем рассыпалась. Как были основным общественным транспортом в городе переполненные маршрутки, так и остаются. Вернее, как не было их в достаточном количестве, так и нет. Объявивший реформу в конце 2021 года мэр Ульяновска Дмитрий Вавилин оставил свое кресло через год, не доведя затею даже до середины. А недавно уволился и Владимир Фадеев, директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» - структуры, созданной для воплощения ульяновской транспортной мечты в жизнь.
Улучшений не видно
По большому счету, горожанам от этих увольнений ни тепло, ни холодно. Но ведь обещали же улучшить работу общественного транспорта, обнадеживали людей. За три ближайших года предполагалось обновить подвижной состав, внедрить в Ульяновске автобусы средней и большой вместимости. Вавилин в интервью говорил, что в течение 2022 года город планирует полностью перевести маршруты на регулируемые тарифы, чтобы держать цену на проезд умеренной. В итоге стоимость проезда увеличивалась, а транспорт лучше работать не стал. Частные автоперевозчики влиться в регулируемые тарифы не спешили, заявляя, что обещанная компенсация из бюджета не покрывает затрат, стали обращаться в УФАС, жалуясь, что переторговка маршрутов ущемляет права действующих исполнителей услуг. В результате прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по факту воспрепятствования предпринимательской деятельности при проведении аукционов на маршруты. Из обещанных в лизинг, начиная с декабря 2022 года, 150 автобусов средней вместимости для областного ПАТП-1 было закуплено полсотни в начале 2023-го – про остальные ни слуху, ни духу. Уволившийся Фадеев отметил, что проведению транспортной реформы мешает недофинансирование. Поломавшиеся в морозы новые трамваи «Львята» так, кажется, и не выходят в полном составе на линии, хотя их все обещали отремонтировать до середины апреля. Большинство ульяновцев продолжает ездить, как кильки в банках, в тесных маршрутках. Их по-прежнему не хватает в «часы пик», по вечерам и в выходные. Вот и вся реформа.
Бывает по-другому, но не у нас
Ульяновцы уже с трудом представляют, что общественный транспорт может работать по-другому. Однако, вот какое письмо пришло в редакцию «СК» от журналистки из Башкирии Елены Коченковой, регулярно посещающей наш город.
«Я часто приезжаю к подруге в Ульяновск. И она ко мне в Башкирию, в город Октябрьский. Обе получаем массу эмоций от работы общественного транспорта. Разных.
В нашем нестоличном городе, в шесть раз меньше Ульяновска и по численности, и по площади, пассажиров обслуживают автобусы государственного и частного предприятий. На одних и тех же маршрутах. То есть, в равных условиях. Больше пяти минут общественный транспорт ждать не приходится. Причем, так до полуночи. И это либо «Икарусы», либо ПАЗы. Для пассажиров созданы комфортные условия. Никаких микроавтобусов в городе на маршрутах не увидишь. Справедливости ради скажу, что вообще-то они есть, и интервал движения там - автобус в час, но ездят в районы индивидуальной застройки и перевозят по нескольку пассажиров в полупустых салонах.
Все это вызывает восторг и зависть моей приятельницы. И я ее понимаю. Организация пассажирских перевозок в Ульяновске меня удивляет и раздражает. В городе с населением 614 тысяч человек и площадью 622 квадратных километра в качестве общественного транспорта ходят микроавтобусы с количеством сидений от 14 до 18. И ходят редко. Мы с приятельницей, чтобы ехать сидя, порой пропускали две-три заполненные маршрутки. Но не все могут себе это позволить: в «час пик» не выбирают!
Сиденья в этих карликовых автобусах маленькие. Я на них со своим среднестатистическим 50-м размером помещалась, но удержаться могла только упираясь коленом во впереди стоящее кресло. Причем, сиденья тесные не только вдоль салона, но и поперек. Они узкие и стоят так близко одно к другому, что пассажиры на двух соседних креслах не умещаются, и крайний выпячивается в проход. Сидячих мест объективно мало, поэтому водители берут и стоящих пассажиров. Автобус невысок. Однажды видела: мужчина смог стоять в полный рост только под открытым люком в крыше. Сидящие пассажиры занимают часть прохода, кому не повезло с местом – стоят в проходе. Как же проходом пользоваться по назначению?
Остановки, конечно, не объявляют (у нас так же). Если никто не попросит остановить, то водитель может промчать мимо остановки. При этом стоящим пассажирам ничего не видно, непросто сориентироваться, где едешь. Все то, чем я возмущаюсь, хорошо знакомо ульяновцам. Неужели они не знают, что должно быть и есть по-другому? В конце прошлого века и в начале этого с пассажирским транспортом везде были проблемы. Частники организовали перевозки - на тот момент это было хорошее решение. Но ведь столько времени прошло, многое изменилось. Я бываю в Ульяновске каждый год, а в нем всё по-старому. Наверное, там представители власти в маршрутках не ездят. В гостях у подруги, я радуюсь, что у нас не так, как в Ульяновске».
А ульяновцам остается порадоваться за жителей башкирского города, если всё в нем с общественным транспортом именно так, как поведала автор письма.
Григорий ГОВОРОВ
Фото: revizornews.ru