Инвестиционный вклад внаклад
Банки опутывают пожилых ульяновцев посулами высоких процентов на вклады и заманивают в ловушки, в которых клиенты не только ничего не получают, но еще и теряют свои деньги.
«В газетах и ТВ все время напоминают о том, чтобы остерегались мошенников, но, извините, банки дурачат доверчивых стариков не хуже, - пишет в редакцию «СК» наша читательница Лариса Николаевна. - Например, мне 76 лет, мы с дедом питаемся самыми дешевыми, уцененными продуктами, чтобы скопить себе на похороны, а нас банки дурят, то вклад с грабительскими условиями, то страховку подсунут, ничего не объясняя, а только пообещав большой процент. В результате три года пользовались моими копейками и дали какие-то гроши. А в прошлом году впарили вклад в инвестиционный фонд. Не рассказали, какие будут риски и последствия. Мы же в этом ничего не смыслим, а работники банка, ничего не объясняя, зарабатываю себе бонусы, нас же попросту грабят. Мои деньги крутили (в этом фонде) целый год, в итоге с меня сорвали 1500 рублей, то есть 15 процентов от суммы вклада. Руководитель объяснила (причем разговаривала очень грубо), что у них нет прибыли. Что значит, нет прибыли у банка? Вы поверите в этот бред? Одурачили пенсионерку на 1500 рублей, и ладно!!!»
Лариса Николаевна называет и банк, обирающий таким образом своих клиентов, и вообще - в своем коротком письме очень точно описывает функционирование российской банковской системы. Ее деньги, которые банк три года держал у себя, не просто там лежали, а работали. Начисляя на вклад процента четыре годовых, банк выдавал их заемщикам под 15-20 процентов. При сумме вклада в 100000 рублей, в год Ларисе Николаевне начислялось в качестве процентов 4000 рублей. Зарабатывал же банк, оперируя ее деньгами как кредитным ресурсом, 15000-20000 рублей в год. То есть на деньгах пенсионерки банк получал 11000-16000 рублей выручки ежегодно. Инвестиционный же вклад - это изобретение последних лет пяти-семи, по-моему. Читательница не пишет, каким образом ее уговорили на такого рода затею. Обычно это делается банальным образом - обещанием более высокой ставки дохода, чем вклад обычный. При этом банк о многом умалчивает.
Во-первых, о том, что такой вклад не страхуется, в отличие от обычного, и если что, деньги на нем пропадут. Во-вторых, о том, что инвествклад - это рыночная игра и, соответственно, риск, ответственность за который несет не банк, а клиент, именуемый инвестором. В этой игре, как и во всякой, возможен либо выигрыш - в виде дохода, либо проигрыш - в виде убытка, что и имело, вероятно, место в случае с автором письма, лишившейся в результате полутора тысяч рублей из 10000, положенных в банк и оставшейся внакладе. Обо всем этом банк обязан был предупредить женщину, чего не сделал, что можно квалифицировать практически как мошенничество. Когда моя родственница пару лет назад сообщила мне, что переложила свои деньги на инвестиционный вклад, потому что на нем выше проценты, я сказал, что ее обманули, и ей надо срочно идти в банк и забрать свои деньги. Пошла она вместе с взрослой дочерью, которая заявила оператору, что банк ввел пожилого человека в заблуждение, скрыв важную информацию. Оператор вызвала руководителя отделения, которая извинилась перед моими родственниками, договор был расторгнут и деньги возвращены. Играть в эти игры с финансовой системой - дело не для стариков, на нем и молодых-то облапошат, не успеют они моргнуть глазом.
После введения США и Евросоюзом санкций, под которые попали все крупнейшие российские банки, включая и тот, где обобрали нашу читательницу, банкиры стали, на мой взгляд, просто звереть. До санкций их бизнес был вообще, что называется, не бей лежачего. Они брали в западных банках дешевые кредиты и всучивали их втридорога гражданам России, и на эту маржу припеваючи жили. Но теперь этой возможности нет, и отсюда, думаю, их сверхагрессивное навязывание россиянам, в частности, кредитов, кредитных карт и проч. И «успехи» есть: на прошлой неделе опубликован отчет о росте спроса на кредитные карты среди пенсионеров. И опять стариков ловят на простачка, как бы даруя им эти шальные деньги на карте, ведь деньги с нее снимаются не только при оплате каких-либо покупок, но берутся они и за обслуживание самих карт, и взимаются комиссионные банком при каждой покупке, и идут манипуляции процентными ставками - не в пользу, понятно, клиентов. Вот так банки с бору по сосенке и набирают себе на хлеб с маслом и икрой, может, уже и не черной, как было при паразитировании на западных кредитах, а с красной, что тоже неплохо. Особенно плотно они обложили как раз пожилых, зная, что у них есть пенсия, которую можно забрать в случае чего в любой момент. И пожилым больше, чем кому-либо, надо быть в отношениях с банками бдительными, поскольку для банков они не предмет заботы, а объект охоты, что не одно и то же.
Сергей ПОЛЕНОВ.