Теория защиты прав самозанятых
Региональные уполномоченные обсудили перспективы расширения своего функционала за счет защиты прав самозанятых.
Аппарат Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей провел круглый стол на тему «Оптимизация защиты прав самозанятых в России: законодательный аспект».
Зампред комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко напомнила о подготовленных ей поправках в федеральный закон №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей». В соответствии с ними сфера деятельности региональных омбудсменов распространяется и на самозанятых.
«Мы знаем, что в регионах самозанятые начали обращаться и в «Деловую Россию», и к уполномоченным, - пояснила Костенко. - Поэтому хотели бы подвести под это законодательную базу. Речь, конечно, не должна идти о полном уравнении самозанятых с индивидуальными предпринимателями, это неправильно. Самозанятые – это «скамейка запасных» для более серьезного бизнеса в виде ИП. Но им в любом случае нужны разъяснения и поддержка».
«Изучать практику работы самозанятых нужно как минимум по той причине, что налоговая служба проявляет пристальное внимание к работе с ними со стороны юридических лиц и ИП, - подчеркнула руководитель экспертно-правовой службы Уполномоченного Наталья Рябова. - Эксперимент длится с 2019 года, поэтому по истечении трехлетнего срока могут начаться проблемы, связанные с взаимоотношениями с физическими лицами, использующими экспериментальный налоговый режим. А уж если степень требовательности ФНС такова, что она зачастую признает реально работавшие организации фирмами-однодневками, то, к сожалению, есть обоснованные опасения, что работодателям, сотрудничавшим с самозанятыми, будут массово переквалифицировать такие договоры на трудовые и доначислять НДФЛ и взносы. Поэтому надо готовиться заранее».
Среди прочих вопросов в отношении самозанятых, которые были затронуты на круглом столе – например, проблема с заключением с ними социальных контрактов. Как известно, с 2021 года малообеспеченные граждане и безработные могут заключить с органами соцзащиты так называемый социальный контракт. Это форма финансовой поддержки (до 350 тыс. руб.), предусматривающая, что ее получатель в период действия контракта должен либо найти работу по найму, либо развить некую частную практику (в том числе будучи самозанятым). Так вот, по сообщениям уполномоченных, во многих регионах в заключении подобных контрактов людям отказывают, если они уже были зарегистрированы в качестве самозанятых ранее. Даже в том случае, если среднедушевой доход семьи находится ниже прожиточного минимума. Эту проблему, в частности, отметила уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия.
У «социальной» темы есть и обратная сторона. Самозанятые сегодня не могут вести деятельность в рамках федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», становясь подрядчиками органов соцзащиты. 442-ФЗ включает в круг поставщиков социальных услуг лишь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Между тем ряд подобных услуг (то же уход по дому) вполне могут оказывать и самозанятые. Однако к заключению контрактов их не допускают.
Наряду с другими была обозначена проблему, связанную с оказанием услуги «Установка информационной вывески, согласование дизайн-проекта размещения вывески», поскольку в типовом регламенте о физических лицах – «самозанятых» просто забыли.
«Вопрос необходимости обеспечения для физических лиц «самозанятых» защиты именно со стороны уполномоченных по защите прав предпринимателей остается дискуссионным, поскольку, конечно, они не предприниматели, но уже сейчас они обращаются за поддержкой в институт», - подытожила Наталья Рябова.
Фото из свободных источников