Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

#О ГЛАВНОМ. Бодрый отчет на фоне старых проблем

С тех пор, как Алексей Русских возглавляет Ульяновскую область, минуло уже несколько рубежей, которые могли стать знаковыми для его деятельности, показать курс на кардинальные позитивные перемены в жизни региона. Эти рубежи – назначение к нам в должности врио, победа на губернаторских выборах, первое формирование областного бюджета. Однако ничего принципиально нового они ульяновцам не принесли. То же самое можно сказать про состоявшийся в апреле отчет Русских в Законодательном Собрании о деятельности облправительства за 2021 год, когда не только подбиваются итоги, но и определяется курс на будущее. В отчете губернатора за первый год работы в области в основном все хорошо и красиво, а в жизни простых ульяновцев как-то не очень. Похожее противоречие мы постоянно наблюдали и при прежнем главе региона Сергее Морозове.

Надежды тают

С появлением у руля области члена КПРФ Алексея Русских многие ульяновцы в глубине души все-таки надеялись на свежий ветер перемен, на улучшение обстановки, на пресечение коррупции и т.п. Но чем дальше, тем больше тают эти надежды. Предвыборная программа КПРФ новым губернатором, видимо, забыта (тут, вероятно, похожая ситуация и в руководстве партии Зюганова). За всех местных коррупционеров пока отдувается находящийся под следствием и арестом бывший вице-губернатор Анатолий Озернов, словно какой-то нелепый громоотвод. А ульяновцы за минувший год не почувствовали реального решения наиболее животрепещущих проблем. В Ульяновске, например, так и не улучшилась ни на шаг работа общественного транспорта: власти лишь обещают наладить нормальное движение маршруток, забалтывая вопрос. Людям по-прежнему трудно получить качественную медицинскую помощь: даже в областном центре сегодня не хватает лечебных учреждений, а в имеющихся – медперсонала, лекарств. Последняя вспышка коронавируса превращала работу поликлиник в кошмар. Зимой снег на многих улицах и тротуарах убирали отвратительно.

Однако губернатору Русских оказались ближе другие проблемы, более глобальные – разработка и строительство водоводов от Свияжского и Барышского подземных месторождений до Ульяновска, чтобы снабдить качественной водой правобережье города. Берегоукрепительные работы в Ульяновске на волжском склоне (пока регион находится на этапе торгов на разработку ПСД по строительству противооползневых сооружений на участке от Президентского моста до улицы Тухачевского). Об этих проектах Алексей Юрьевич говорит почти с самого приезда в Ульяновск весной прошлого года. Они, конечно, тоже важны, но имеют столь дальнюю перспективу решения – на несколько лет – что непонятно, осуществятся ли. Строить на них образ эффективного губернатора проблематично. Зато заботиться о здоровье или ехать куда-нибудь людям нужно прямо сейчас. И не получая этого, ульяновцы лишний раз ругают нового губернатора: ведь он взял по наследству все острые проблемы на себя, если не предъявил глобальных претензий прежнему руководству региона.

Чьи доходы выросли?

А новый губернатор бодро рапортует о достижениях. Причем, достижения пока довольно зыбкие, легко оспариваемые. Русских, например, ставит в заслугу своей команде рост промышленного производства в Ульяновской области за 2021 год на 13,3 процента. Но ведь это в сравнении с 2020 годом, первым пандемийным, когда из-за коронаврисуа объявлялись локауты по всему миру. Вряд ли хоть один российский регион показал в минувшем году снижение индекса промпроизводства. Неизвестно, что получится в году нынешнем, когда экономическая ситуация очень нестабильна из-за спецоперации на Украине и противостояния с недружественными странами.

В 2021 году финансовая помощь консолидированному бюджету Ульяновской области из федеральной казны составила почти 30 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 17 процентов. Однако в год губернаторских выборов Москва традиционно подбрасывает регионам денег побольше – посмотрим, как дело пойдет дальше в плане лоббистских способностей Русских и его команды. То же самое можно сказать о ремонте дорог. В прошлом году удалось отремонтировать на 65 километров автомобильных дорог больше, чем планировалось, но это, как отмечается в отчете Русских, из-за выделения дополнительных федеральных средств в размере почти 1,4 млрд рублей.

В системе здравоохранения региона строились только фельдшерско-акушерские пункты – 14 единиц. Ни одной новой поликлиники или больницы так и не появилось, хотя нужда в них имеется. Как и во врачах, которых в регионе сегодня не хватает, по данным облминздрава, почти четыре сотни. Дефицит средних медицинских работников составляет 225 человек.

Совсем непонятно, кто включил в доклад Русских утверждение о том, что в регионе в 2021 году начал расти реальный уровень доходов населения (то есть когда доходы превышают рост расходов). В это верится с трудом, учитывая, что зарплата многих ульяновцев осталась прежней, а многие цены уже в прошлом году неслись вскачь. Например, на строительные материалы. Или на ряд продуктов. Вспомним, как на федеральном уровне принимались решения о предельной стоимости в рознице сахарного песка и растительного масла, как выделялись государственные дотации мукомолам и хлебопекам, чтобы они не задирали цены на свою продукцию. Какой уж тут рост доходов? Если только на этот показатель повлияли доходы высоких областных чиновников, депутатов разного уровня. У многих из них доходы, согласно опубликованным декларациям, действительно выросли. Председатель правительства Ульяновской области Владимир Разумков заработал в 2021 году, по официальным данным, даже больше президента России Владимира Путина.

Потеряли целый райцентр

Годовой отчет Алексея Русских в Законодательном Собрании прошел спокойно. Внефракционный депутат Матвей Володарский, который задает губернатору самые неудобные вопросы, на заседании отсутствовал (по некоторым данным, срочно отправился в отпуск). Его коллеги по областному парламенту вели себя сдержанно – в основном одобряли Русских и его достижения. Фракция «Единой России», видимо, как ставленника президента – за то, что сумел консолидировать политические силы в регионе для достижения общих целей. Фракция КПРФ, как своего соратника по партии, – за то, что разгребает старые завалы проблем, исправляет ошибки предшественников.

Острее других выступил руководитель фракции ЛДПР Дмитрий Грачев:

- Во-первых, необходимо обратить внимание на демографическую ситуацию: за год мы фактически потеряли в регионе 11,5 тысячи человек - это сопоставимо с количеством жителей среднего муниципального района или такого города, как Сенгилей. Масса нареканий в сфере здравоохранения: здесь переломить ситуацию к лучшему не удалось, динамика по-прежнему сохраняется отрицательная. Не могу не сказать о росте цен, как на продовольственные, так и непродовольственные товары, а также на медикаменты. Объяснения типа «дорожало, и будет дорожать», которые мы слышим от некоторых членов облправительства, не устраивают жителей Ульяновской области. Не все вопросы решены в сфере общественного транспорта, обманутых дольщиков, тарифов для сельхозпроизводителей, открытия рынков для наших аграриев. Нужны конкретные меры и результаты.

 

Кстати, о результатах. По словам Русских, беспрецедентный санкционный режим в отношении России будет иметь очень серьезные последствия, поэтому безусловно придется менять наши первоначальные планы социально-экономического развития. Кое-что пришлось скорректировать уже по ходу прошлого года.

- Сначала мы рассматривали 2021 год в качестве подготовительного этапа для решительного наступления на целый ряд застарелых проблем, которые были выявлены в ходе избирательной кампании, во время встреч с жителями области, - сказал губернатор. - Это проблемы обеспечения многих населенных пунктов качественной питьевой водой. Решение вопросов обманутых дольщиков, задачи ускоренного расселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Это вопросы укрепления материально-технической базы здравоохранения и строительство современных больничных корпусов. Это проблемы развития исторической части областного центра…Однако, как видим, ситуация изменилась. Меняются и задачи, которые стоят перед нами, а от этого зависит и оценка. В новых условиях результаты 2021 года – это, скорее, хорошая база для того, чтобы сохранить показатели и позитивные тенденции по важнейшим направлениям развития, не упасть в кризис.

Получается, спецоперация на Украине где-то даже облегчает ответственность региональных властей? Многое, в случае чего, можно будет списать на последствия санкций, подготовку импортозамещения и прочее?

100 млрд рублей и бедность

Подводя итоги своей работы за год, губернатор напомнил о приоритетах, которые определил в апреле 2021 года и которых намерен придерживаться дальше. По многим направлениям, считает губернатор, удалось значительно продвинуться. В основном прозвучали общие выражения – сохранение человеческого капитала и наращивание его потенциала, создание новых рабочих мест, привлечение внешних и внутренних инвестиций в экономику, повышение качества жизни жителей региона, достойная заработная плата.

Более конкретное - увеличение годового бюджета области до 100 млрд рублей за ближайшие три года. «СК» еще год назад отмечал, что эта внешне красивая цель за три года, с учетом инфляционных процессов, вполне достижима, но ее реальный эффект может оказаться ниже ожидаемого. За прошлый год доходы бюджета Ульяновской области, по данным регионального минфина, увеличились почти на 10 миллиардов и достигли 82,4 млрд рублей, а доходная часть консолидированного бюджета региона составила 92,6 млрд рублей. Учитывая, что инфляция в 2022 году по прогнозам вырастет еще больше, областной бюджет совсем скоро может достичь манящей суммы в сотню миллиардов. Однако сколько удастся сделать на эти деньги? Не исключено, что меньше, чем с прежним бюджетом – по причине той же инфляции. Поэтому мерилом успеха лучше выбирать другие критерии.

Взять борьбу с бедностью, объявленную важной задачей социальной политики. Как отметил губернатор, в Ульяновской области численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет на конец 2021 года более 16 процентов. К 2030 году предполагается снизить уровень бедности до 7,5 процента. То есть даже через восемь лет полностью бедность в регионе не победить. Печальный прогноз.

Автор материала: Владимир САМАРИН