Все проблемы в Ульяновске, видимо, решены, и власть обсудила тему окончания отопительного сезона, то есть отключения в жилых домах и социальных объектах отопления. Обсудила в начале марта, за два месяца до конца холодного времени года.
Среди прочих выступил министр энергетики, ЖКХ и городской среды Ульяновской области Александр Черепан, предсказав то, что будет происходить. Ориентировочный срок отключения тепла, сказал он, это последняя декада апреля. Срок назван якобы в соответствии с прогнозом синоптиков, пообещавших, что 21-22 апреля среднесуточная температура воздуха будет выше плюс 8 градусов, и в течение пяти дней на смену холодам придет тепло. Прогноз, конечно, гениальный, ведь в конце апреля выше плюс 8 градусов бывает обычно всегда.
Но, уважаемый Александр Яковлевич, оправдываемость синоптических прогнозов вообще-то даже официально не превышает пяти дней, а на практике и того меньше. Зачастую уже на утро погода оказывается совсем не той, которую предсказывал ульяновский гидрометцентр. Пообещают облачность и небольшой снег, а на улице весь день ясное небо, и сияет солнце. Скажут, что атмосферное давление будет падать, но оно растет. К тому же климат из-за глобального потепления становится все менее предсказуемым. Март прогнозировался теплее обычного, и МЧС чуть ли не ко второй декаде ждало бурного таяния снега и большого половодья, готовясь спасать склонные к затоплениям микрорайоны Ульяновска и другие населенные пункты области. А на деле по ночам трещали 20-градусные морозы, не переходила температура в плюс и днем. Так откуда известно-то, что 21-22 апреля она в среднем будет выше плюс 8? И зачем пугать население отключением тепла аж за два месяца до этого?
Много лет подряд в конце апреля устанавливается теплая погода, и энергетики спешат завершить отопительный сезон. Потом, в начале мая, резко холодает, и население начинает замерзать. И мерзнет, как правило, всю первую декаду. А зачастую и до середины мая. В последние, пандемийные, годы это усугубляло ситуацию с заболеваемостью ковидом, поскольку в борьбе с этой инфекцией большое значение имеет иммунитет человека, который холодом подрывается. Возможно, и поэтому (в том числе) у нас в области ситуация с коронавирусом куда более неблагоприятная, чем во многих других регионах России.
«СК» из года в год пишет, что норма про среднесуточные выше плюс 8 в течение пяти дней подряд является глупой и вредной. Если руководствоваться строго ею, то при ниже плюс 8 в течение тех же пяти суток подряд, как это иногда бывает в конце апреля - начале мая, подача тепла в дома и соцобъекты должна возобновляться, что было, кажется, только один раз при Сергее Морозове. В остальных случаях норма работала только в одну сторону - в сторону отключения и холода в квартирах. И на наш взгляд, отопительный сезон, о чем мы тоже неоднократно писали, должен продолжаться до середины мая, а не обрываться в конце апреля. Вопрос-то тут ведь только в регулировке температуры теплоносителя, чтобы в домах не было перетопа, а это энергетикам и управляющим компаниям вполне по силам. И Вы, Александр Яковлевич, как министр вполне можете этому способствовать. Задача власти, я считаю, состоит в создании достойных условий жизни населения и уж потом - в удовлетворении интересов энергетиков и других коммунальных служб.
Сергей ПОЛЕНОВ.