Объявлено, что в России создан препарат от коронавируса. Идут его то ли доклинические, то ли клинические испытания. Пока эффективность выявлена высокая.
За несколько дней до этого о разработке лекарства от ковида сообщил американский фармацевтический гигант «Пфайзер», создатель одноименной вакцины. «Пфайзер» информирует, что эффективность его препарата приближается к 90 процентам, что он предотвращает летальность среди заболевших ковидом и в большинстве случаев - госпитализацию, в которой отпадает нужда. Препарат уже прошел испытания и зарегистрирован. Новость эта обнадежила измученный инфекцией мир, который, похоже, не знает, что делать и как этот кризис преодолеть.
И тут заявление наших разработчиков. Сделала его экс-министр здравоохранения России Вероника Скворцова, переместившаяся после отставки из министерства в кресло руководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). В свою очередь возглавлявший его Владимир Уйба был отправлен губернатором в Республику Коми. Скворцова сказала, что их препарат воздействует непосредственно на вирус и не вредит организму человека. Изготовлен он в ингаляционной форме, то есть применяться будет в виде ингаляций. Средство от «Пфайзера» представляет из себя таблетку. В общем, спустя почти два года после начала пандемии стали, наконец, появляться хоть какие-то лекарства от ковида. До сих пор использовались либо противовирусные широкого спектра действия, либо антималярийные - в надежде, что они сработают и против этого коронавируса. Срабатывают не всегда.
Сообщение главы ФМБА, однако, смущает. У меня есть знакомый, который не хочет прививаться «Спутником» только из-за его названия. говорит, что выбор для вакцины самого известного в мире русского слова свидетельствует, что разработчик заботился не столько о медицине и человеческом здоровье, сколько о маркетинге. То есть рекламе и ожидаемых продажах. Другими словами, что это понты, рассчитанные на эффект. Услышит, дескать, человек слово «Пфайзер» или «Астразенека» и не сразу поймет, о чем речь, поскольку, допустим, ни немецкого, ни английского языка не знает. Услышав же «Спутник», он тут же сообразит, что в виду имеется вакцина, такая же замечательная, как первый искусственный спутник Земли. И побежит им прививаться. Короче, мой знакомый считает это название бахвальством, ничего не говорящим ни о действенности вакцины, ни о ее безопасности.
Разработанное ФМБА лекарство от ковида названо не менее претенциозно - «МИР-19». По аналогии со «Спутником» - тоже словом из космоса, как и орбитальная станция, на которой побывали уже около 200 космонавтов и астронавтов из разных стран. Знай, мол, наших. Если препарат того же «Пфайзера» назовут каким-нибудь мудреным медицинским термином, который и не запомнишь, то у нас название из серии «Мир. Труд. Май», налетай и покупай. Но понты, повторюсь, вызывают недоверие. Хоть в случае с вакциной «Спутник», хоть в случае с этим «Миром». Заявила же Скворцова о нем, чтобы, видимо, показать «Пфайзеру» фигу. Мы тут типа тоже не лаптем щи хлебаем - вон ингаляцию даже придумали и теперь испытываем. Посмотрим, впрочем, что из этого «Мира» получится.
Андрей СЕМЕНОВ