Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

«Забота» продолжается

   Пару номеров назад «СК» уже писал о том, что придержанный негатив вместо обещанной властями заботы о людях начался после сентябрьских выборов 2021 года быстрее привычного. И продолжается процесс агрессивнее: цены растут на все что только можно и не намерены останавливаться, качество услуг и товаров при этом остается низким, уровень жизни россиян падает. Власть всех ступеней в такой ситуации лишь что-то невнятно рассусоливает, словно не она перед выборами рисовала красивые перспективы. Дополнительно народ добивают разнообразными антиковидными ограничениями, большинство из которых мало помогает в борьбе с распространением коронавируса. Вот такая получается «забота».

   Урвать кусок мяса в колбасе

   Каждый, кто повышает цены на свой продукт, обязательно находит «объективное обоснование» для этого. Не одно так другое или третье. Порой и государственные мужи с этим соглашаются – со скорбным лицами. По-другому, мол, никак.

   На днях, например, о повышении отпускных цен на свою продукцию на 7-20 процентов с начала ноября предупредили крупнейшие отечественные производители колбас и сосисок. Россиянам прекрасно известно на вкус, сколько содержится мяса в большинстве видов отечественной колбасы. В итоге новое подорожание объясняется увеличением затрат на более дорогие упаковку, моющие средства, яичный меланж. Впрочем, дежурная ссылка на само мясо, растущее в цене, тоже присутствует. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), наиболее высоких значений стоимость всех видов мяса достигла в августе-сентябре. Больше всего подорожала курятина — на 50 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цены на свинину выросли на 29 процентов, на говядину - на 11 процентов. И, как заявили производители продуктов категории «мясо», рост продолжится. Говядина и свинина якобы могут подорожать еще на 10-20 процентов, куриное филе - на 7 процентов. Или, скажем, куриный шницель (почему-то именно его приводят в пример из полуфабрикатов) - на 18 процентов. Все это, мол, происходит из-за кризиса в российском животноводстве, вызванного широким спектром причин – от болезней скота и птицы до дефицита кадров.

   К подорожанию мяса и изделий из него тут же подключилась торговля. Представители переработчиков говорят, что до 90 процентов их продукции приобретают крупные торговые сети, которые, не имея серьезной конкуренции с чьей-либо стороны, диктуют условия, получают оптовые скидки, а в рознице продают ту же колбасу вдвое дороже закупочных цен. В общем, каждый хочет урвать свой кусок пирога или мяса. Только посетители магазинов остаются внакладе.

   Гречка и овсянка, сэр!

   Следом за колбасниками о повышении отпускных цен на свою продукцию до 20 процентов предупредили производители гречки и овсянки.

   Стоимость гречневой крупы в рознице и до выборов взлетела к сотне рублей за килограмм, обгоняя многие экзотические плоды, доставляемые к нам из тропиков. После выборов, как видим, готовится новый скачок. Причем, в 2021 году Россия не испытывает проблем ни с площадями под гречиху, ни с ее урожайностью. По данным минсельхоза РФ, этой культурой было засеяно 975,9 тысячи гектаров, что на 12,1 процента больше прошлогоднего. К 22 октября собрано уже 837,5 тысячи тонн нового урожая гречихи, что также превышает показатель минувшего года - на 22 тысячи тонн. Для потребностей внутреннего рынка этого вполне достаточно. Откуда же взялось подорожание? Производители гречки и овсянки жалуются, что вынуждены работать в условиях постоянного роста цен на удобрения, топливо, логистику, электричество, упаковку. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил, что влияние инфляции в этом случае, действительно, объективный фактор. Вот успокоил! Эксперты подчеркивают также, что не последнюю роль в ценообразовании на гречку играет активизировавшийся экспорт. Он вновь стал возможен из России с 1 сентября – после окончания действия временного запрета.

   Сахарный песок и растительное масло в ульяновских магазинах тоже понемногу стали дорожать: ведь им теперь не страшны ни договоренности государства с бизнесом о сдерживании цен, ни выборы. Помниться, в свое время глава регионального минагропрома Михаил Семенкин утверждал, что Ульяновская область выращивает столько подсолнечника и сахарной свеклы, что в достатке способна снабдить себя растительным маслом и сахаром. Не указывал, правда, по какой цене. Зато его коллега, директор областного департамента инновационного развития отраслей агропромышленного комплекса Сергей Черкасов недавно в комментарии одному интернет-изданию пояснил, что в России существует единое экономическое пространство, и рыночная ситуация по сельхозпродуктам не определяется внутри одного субъекта, а цены формируются не только в зависимости от объема урожая, но и при постоянном росте затрат аграриев на удобрения, пестициды, горюче-смазочные материалы, запчасти. Семенкин на заседании аграрного комитета Законодательного Собрания тоже на днях отметил негативное влияние этих факторов на себестоимость продукции сельчан, что при хорошем урожае зерновых (1,2 млн тонн) и подсолнечника в регионе привело к росту цен на продовольствие и увеличению числа убыточных предприятий в животноводстве и растениеводстве. В общем, какие-нибудь объяснения росту цен всегда готовы.

   В Ульяновске на этой неделе все-таки подорожал проезд в общественном автотранспорте на нерегулируемых маршрутах. Не до 28 рублей за поездку, как поначалу заявлялось перевозчиками, а до 25-ти. Зато вечерний тариф (после 20 часов) вздернут до 30 рублей. Власть защитить пассажиров от этого роста не смогла (или не захотела?), а маршрутчики привычно твердили, что работают себе в убыток (в последнее трудно поверить).

   Некоторые эксперты предсказывают подорожание перед Новым годом еще ряда товаров и услуг. Например, стройматериалов (на 25 процентов), табачных изделий (на 19 процентов), мебели и автомобилей (на 11 процентов). Продукты питания тоже вряд ли остановятся на достигнутом.

   Власть не спешит реагировать

   Как на всю эту вакханалию реагирует власть, получившая на сентябрьских выборах своеобразный вотум доверия? Довольно вяло: уж точно не столь живо, как растут цены. Отмечается, что надо бы какие-нибудь действия предпринять, но все пока разговорами и заканчивается.

   Две недели назад, например, глава кабинета министров РФ Михаил Мишустин заявил на заседании правительства о том, что нужен новый комплекс мер по сдерживанию стоимости продовольствия, которые бы стабилизировали цены в долгосрочной перспективе. Он поручил первому вице-премьеру Андрею Белоусову координировать деятельность по разработке таких предложений, проанализировать существующие программы и понять, «чего нам не хватает». Вице-премьер, вероятно, теперь координирует и анализирует.

   На этой неделе Мишустин еще раз предложил членам правительства обдумать меры поддержки сельхозпроизводителей и стабилизации цен на продукты - на стратегической сессии, посвященной ценовой конъюнктуре мировых рынков и мерам по ограничению ее влияния на внутренние цены. По словам Мишустина, минсельхоз РФ уже кое-что надумал: предусмотреть субсидии на вовлечение в оборот земель под овощеводство, средства на расширение производства, техническое переоснащение и строительство хранилищ, льготы на транспортировку и кредитование, помощь в создании селекционно-семеноводческих центров. Однако, все это если и принесет эффект, то в отдаленной перспективе. О том, как обуздать галопирущие цены именно сейчас – ни слова. Надо обдумать, проанализировать, а конкретных решений нет. Проблема вроде обозначается, но зависает и вдобавок замыливается борьбой с пандемией коронавируса, что ставится во главу угла, отодвигая остальное на задний план. Такое чувство, что чиновники, как год назад, дождутся скачков цен до заоблачных высот и только тогда слегка заморозят – на том, высоком, уровне. Страна после выборов словно отдана на некое разграбление «своим» как древний город после взятия. Выглядит отвратительно и отдает обреченностью. Впрочем, выборы-то прошли: кому теперь наверху интересы людей особо интересны.

Владимир Пугачев