Мы пишем историю СЕГО дня
simbi@yandex.ru | тел.:8(8422)58-17-09, 8(960)371-02-02
432000, г. Ульяновск, а/я 5111

simbi@yandex.ru
тел.:8(8422)58-17-09,
8(960)371-02-02

432000, г. Ульяновск, а/я 5111

Мы пишем историю СЕГО дня

Учителям и медикам светит поствыборная дуля?

Медицину и образование решено «расстрелять»! Специалисты утверждают, предвыборные обещания властей в реальности могут обернутся для нас всех социальной катастрофой.

Речь идет об анонсированных в пылу предвыборной гонки за власть изменениях в системах оплаты труда врачей и учителей. Говорят, на все заявленные плюшки денег в бюджете просто нет. Добавим сюда провал пенсионной реформы и реальное снижение доходов пенсионеров, о котором вещает даже Росстат, вот и получим социальный локдаун.

Напомним, в мае грядущего 2022 года в регионах страны планируется дать старт новой системе оплаты труда учителей. Согласно разработанному механизму, будет введен единый порядок определения должностных окладов, четкий перечень доплат с прописанными условиями их назначения.

Фишка в том, что устанавливать размер оплаты труда будут региональные власти, основываясь на среднюю температуру по больнице, то есть на среднемесячный уровень заработной платы на своей конкретно территории. При том всем, утверждено, что гарантированный оклад педагога в этом случае не должен будет значиться ниже 70% от средней зарплаты по региону. Понятное дело, что с принятием нововведений в работу, директора школ лишатся действующего права устанавливать порядок дополнительных выплат на свое усмотрение, потому он будет един и регламентирован. Та же система заработает, кстати сказать, и в сфере дошкольного образования.

Кажется, все выглядит пристойно, на бумаге. На деле же не отпускает дежавю. Что-то подобное уже происходило по следам «майских указов» президента в 2012 году. Лучше после не стало. Есть основания предполагать, что и нынче все будет также.

По словам экспертов, не решён самый главный вопрос: кто финансирует оплату учителей? По-прежнему финансирование идёт региональное, и никто не ставит никаких хотя бы минимальных рамок региональным думам, региональным управлениям образования, сколько должны получать учителя.

Отметим к месту, что подобная схема, которая анонсируется в качестве нововведения, в том или ином виде, но была-таки введена в 2018 году в Приморье. Результат: начались тотальные задержки выплат или практика частичных выплат.

Просто нет денег, вот и все. К слову, об отсутствии денег на зарплату педагогам заявили и в соседней с нами Саратовской области. В частности, по информации областной организации профсоюзов работников образования и науки, за первое полугодие регион уже израсходовал 60–90% суммы, предназначенной на выплату учителям.

У нас же, предвкушая дефицит финансов, решили пойти другим путем, и хоть как-то подстраховаться. Правда, путь это не совсем человеческий во всех смыслах.

Так, в Ульяновской области под шумок и тихой сапой активно идет оптимизация образования. Именно, в жизнь внедряются те формы построения работы учреждений, который звучали в качестве несбыточных инициатив давно. Школы и детские сады начали объединять в единую сеть.

Что это значит на практике. На практике, например, у двух, а то и трех за раз, детских садов теперь один бухгалтер, один медик, одна заведующая, один завхоз и далее по списку. Не минула чаша сея оптимизационная воспитателей и младших работников – нянечек. Помните, раньше нянечка одна работала до обеда, друга после. Теперь нет, она нынче за всех. То же и с воспитателями. До обеда они трудятся в одной группе, а после обеда в другой. Вроде на глазах смена состава происходит, а на практике-то нет.

Та же история развернулась и в школах. Некоторые учебные учреждения города уже объединили в одну сеть. Больше того, слили воедино не только школы, но включили в эти цепочки детские сады. Мол, мы идем по пути непрерывного образования. Может и так, только теперь у того же директора школы увеличилась нагрузка как минимум в два, а то в три раза. Понятное дело, об улучшении качества и тем более безопасности наших детей в таких условиях не может идти речи.

- Вы понимаете, та же директор школы, заведующая детского сада, медик, должны по факту неотлучно находится на своем рабочем месте. На них ответственность за всех нас. Теперь же руководитель вынужден в течение дня бегать от одной школы к другой, от одного сада к другому. Пока она в соседней школе, у нее в другом учреждении ЧП, а ее на месте нет. И никого ведь не будет волновать, что директору создали такие условия, хоть порвись, обвинят во всех грехах. Вот и выходит, если раньше руководитель школы нес ответственность пусть за 1000 детей, то теперь за 2000, а заработная плата на том же уровне осталась. Это наши чиновники и называют оптимизацией, - возмущаются ульяновские педагоги.

Выходит, повышение заработных плат у нас в регионе, а может и не только, решили обеспечить путем сокращения.

Опять же, не будем забывать, что, например, в тех же группах детских садов Ульяновска списочная численность детей достигает 40-42 человек! И это, когда по нормативам не более 24, а то и менее, все зависит от площадей.

- В группе детского сада, которую у меня посещает дочь, числится 46 детей. Да, конечно, редко такое бывает, чтобы все пришли. И все же, под тридцать человек ходит регулярно. То же самое происходит и в яслях, где по списку 42 человека. Между тем, если придет даже чуть больше половины, то все, детей даже садить негде. А вы обращали внимание, как они спят на тихом часе? Я обратила. Теперь у нас кровати стоят трехэтажные, ну, это такие выдвижные тумбы, потому что места больше нет. И это нормально? Почему все молчат, и никто не говорит, что на одного воспитателя и одну нянечку в группе приходится в два раза минимум больше детей, чем положено. А вот зарплата у них, словно они работают по нормативам, предписанным тем же СанПиНом. При такой нагрузке, определённо преступной и по отношению к педагогам, и по отношению к нашим детям, о чем вообще можно вести речь, - рассказывает мама ульяновских детсадовцев Марина Вахрушева.

Получается, бравые отчеты наших чиновников о том, что они победили очереди в детские сады, основаны на элементарном многократном увеличении нагрузки, пусть и вопреки нормам и требованиям, подвергают сознательному риску здоровье не только сотрудников, но и малышни.

- Перестаньте панику наводить! Это все ложь! Все у нас хорошо. Нет у нас в детских садах такой численности в группах! Больше того, у нас многие детские сады сегодня в очереди стоят за детьми, а не наоборот, - заявила нам начальник Управления образования Ульяновска Светлана Куликова.

Ну, отчего детские сады в очереди за детьми стоят, нам как раз понятно, ведь от численности сегодня напрямую зависит заработная плата сотрудников, от численности, а не от качества, на минуту. Потому фонд оплаты труда дошкольных образовательных учреждений, например, формируется в соответствии с нормативами субвенции на реализацию государственного стандарта дошкольного образования (норматив, умноженный на количество детей). Так что не надо нам рассказывать. Идем дальше: что там с оптимизацией говорите?

- Никакой оптимизации нет. Мы просто объединили учреждения, которые рядом находятся. Не в разных концах города, а рядом! К примеру, стоят рядом два детских сада, прямо через забор, или школа и детский сад, или две школы. Вот по этому принципу соединили. Потому жирно на два учреждения двух директоров содержать, бухгалтеров, медиков, завхозов и так далее. А, если что случится в одном, пока руководитель в другом, до добежать ей до места труда не составит, они же через забор друг от друга фактически, - прокомментировала расклад позиций начальница городского образования.

Любопытно, давно ли Светлана Ивановна, при всем уважении, скакала через заборы?

И вот, что еще интересно, а почему решили сократить именно, как говорится, непосредственно людей на производстве, а не начать с себя. Иначе у нас выходит, на одного рабочего толпа менеджеров и управленцев – нахлебников. Может правильнее было бы оптимизировать сначала свое Управление, а потом браться за передовую? Впрочем, вопрос этот извечный и от того уже давно риторический, потому не сбыточный…

Ну, а между прочим добавим, что у наших медиков дела обстоят не лучше. Им тоже грозит поголовное сокращение, потому тоже обещали заработные платы повысить, с одной лишь поправочкой: чиновники пока не решили, как считать по-новому оплату труда, все их предложения выводят к тому, что будет падеж зарплат, а не рост (это ж надо так уметь считать!), от того отложили временно запуск проекта, но это вовсе не означает, что запуск сокращения отложится.

Кстати, такое уже было все после тех же «майских указов» 2012 года, когда зарплаты подняли, пусть и на мизер, но все же, за счет того, что вывели львиную долю медработников за штат. Да, у нас образовалась дыра: попросту катастрофически не хватает теперь в больницах и поликлиниках младшего и среднего медперсонала, но кого это волнует.

Так, по данным Росстата, в России трудятся 2,1 млн медработников. На оплату их труда уходит примерно 2,5 млрд рублей ежегодно, что составляет 65% от общего объёма расходов фонда ОМС. И если медикам действительно поднять зарплату, то на всё остальное в ОМС денег просто не останется. Значит, нужно будет либо сокращать, только теперь кого, или докладывать из бюджета. Первый вариант реальней второго, как не парадоксально. Рискнут ли наши чиновники проделать фишку 2012 года в условиях пандемии, а чё нет-то, вот сейчас очередная волна спадет и не досчитаемся мы остатков врачей.

Так и хочется сказать, уважаемые наши властители, может хватит уже о нас заботиться, можно мы просто будем жить, а то от ваших трудов праведных и дум благих у нас, простых граждан, одни проблемы. Мы просто сыты вашими молитвами под завязку!

Рита ЗЕЛЕНАЯ

Фото взято из свободных источников