Избранный в сентябре губернатором Ульяновской области Алексей Русских назначил новым членом Совета Федерации (СФ) от исполнительной власти региона Айрата Гибатдинова – лидера фракции КПРФ в Законодательном Собрании, вице-спикера регионального парламента. Этим шагом, кажется, завершается «операция» по лишению областной организации КПРФ способности и желания возглавлять протестные настроения в регионе. А заодно притупляется и сам потенциальный протест населения против существующей власти.
Каждый регион, как известно, имеет в СФ двух сенаторов – от представительной и исполнительной ветвей. В Ульяновской области до недавних пор это были Сергей Рябухин (назначенный ЗС) и Вадим Харлов (назначенный губернатором Сергеем Морозовым). Новый глава региона должен был отправить в СФ нового представителя. Еще до выборов Русских назвал своими кандидатами того же Рябухина, и вице-спикеров ЗС – Гибатдинова с Дмитрием Грачевым (ЛДПР). Очерченный круг выглядел странным, потому что в нем явно предпочтительнее других смотрелся Гибатдинов. Рябухин и так сенатор, Грачев – человек Жириновского, зато Гибатдинов – однопартиец Русских. В этом предпочтении и был весь нонсенс, потому что как политик 35-летний Айрат сыроват для чинного Совета Федерации, несмотря на свои два созыва в ЗС. Его депутатская шумливость и тяга решать вопросы даже в облпарламенте митинговыми страстями мало вяжется с плавными процессами СФ. Тем не менее именно Гибатдинова Русских наделил полномочиями сенатора Российской Федерации - от исполнительного органа государственной власти Ульяновской области. До того, как провести, начиная с 2013 года, два срока в ЗС (по спискам КПРФ), Айрат Минерасихович пять лет работал генеральным директором торговой компании «Мастер», основной деятельностью которой были деревообработка и производство корпусной мебели. Ранее учился в Ульяновской сельскохозяйственной академии на экономиста. И вот теперь – член Совета Федерации: головокружительный взлет.
Сенаторами от губернаторов Ульяновской области вообще становятся прелюбопытные фигуры. Раньше был Харлов, теперь – Гибатдинов. Такое впечатление, что нашим губернаторам не особо важна работа их представителей в Совете Федерации. С другой стороны, СФ, действительно, во многом инертный орган. К тому же, Русских сам – недавний сенатор, и сам, наверное, способен там многое порешать, если понадобится. Поэтому отдал место Гибатдинову, что выглядит для последнего бонусом за сдержанную кампанию КПРФ на сентябрьских выборах в регионе.
Не раз отмечалось, что Кремль умело и дальновидно направил функционера КПРФ Русских в Ульяновскую область на должность губернатора, чтобы сбить здесь протестный накал. В итоге все срослось, как задумывала федеральная власть: во главе региона – посланец президента Русских, в Госдуме – одномандатники-единоросы. При этом без всякого буйства со стороны местных коммунистов: они не проводили митингов даже в поддержку Русских, что смотрелось бы вполне по-партийному. Яростный Алексей Куринный теперь, по сути, вообще расстался с регионом, пройдя в депутаты по федеральному списку. Из ЗС в Москву, на высокую должность, удален, ко всеобщему удовлетворению, и отличающийся кипением страстей Гибатдинов. В Ульяновске нынче подобная тактика в исполнении системной оппозиции не нужна.
Во времена губернаторства Морозова коммунисты любили затеять шум и кипение в ЗС по любому интересующему их поводу. Использовали это даже в нынешнем созыве, где имеют солидное количество мест. Хотя, думаю, прекрасно понимали, что таким образом вопросы в свою пользу все равно не решить. Однако других методов фракция КПРФ не попробовала даже в начале шестого созыва, когда имела в составе дополнительно Матвея Володарского и Андрея Седова, позже вышедших из-за разногласий. КПРФ не создавала коалиций с другими оппозиционерами, не пыталась подгадать отсутствия единоросов в зале, не манипулировала кворумом и т.п. В ход шла горячая дискуссия, порой, на грани фола. И вот теперь последний горячий лидер местной фракции отправлен в сенат. Интересно, какую тактику изберут коммунисты дальше? Протестовать и поднимать хай против законопроектов, вносимых в ЗС губернатором Русских, вроде бы глупо: однопартийцы должны выступать единым фронтом. Но в чем-то ведь Русских придется проводить в жизнь кремлевскую политику, не соответствующую постулатам КПРФ. Как быть тут? Пока, начиная с апреля, коммунисты вели себя на заседаниях ЗС в основном сдержанно и покладисто. Гибатдинова на посту лидера фракции готов сменить 32-летний Виталий Кузин – человек более умеренный, тоже выпускник сельхозакадемии. Сегодня фракция КПРФ в Собрании смотрится приложением к губернатору. Но многочисленные острые проблемы ульяновцев пока никуда не делись. Если их не решать, люди станут искать поддержки у других политических сил – более дееспособных.
Владимир Самарин