Почему коронавирусом занялись политики, чиновники и работодатели
Тому, что происходит вокруг вакцинации от ковида, названия приличного нет. Борьбу с вирусом возглавили люди, которые не имеют никакого отношения к медицине, зато обладают мощным административным ресурсом и поэтому решают, где, как и когда нужно прививаться. Медики, если и выступают публично по этой теме, то только в поддержку «политики партии». Ни на один из вопросов, которые волнуют население, они не отвечают. В связи с этим мы решили пролистать подборку интервью академика РАН, заведующего кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Сеченовского университета Виталия Зверева (на снимке), который с самого начала пандемии придерживается взвешенной позиции: вакцина должна быть безопасной, а процесс вакцинации - грамотно организованным. В противном случае можно похоронить всю идею вакцинопрофилактики, которая безусловно является завоеванием человечества.
Не навреди!
Что-то вроде этих «похорон» сейчас и происходит. Работодатели всячески шантажируют своих сотрудников, понуждая к вакцинации всех подряд, без разбора. Привитым - денежное вознаграждение, непривитым - ужесточение условий труда, вплоть до отстранения от работы. Более того, по информации сотрудников госполиклинник, есть указание Минздрава никому не давать медотвода от прививки. Вакцинация должна быть не просто массовой, но стопроцентной.
Именно такой подход к делу академик Зверев называет дискредитацией вакцины. Нынешняя прививочная кампания как-то оставила за скобками, что вакцинация - это прежде всего медицинская процедура, и решение о том, делать прививку или нет, должен принимать лечащий врач, а не сам человек, тем более - не его начальник. Понятно, что если висит угроза потерять работу и доход, человек пойдет и привьется, даже если у него есть серьезные хронические заболевания, аллергические реакции или симптомы, при которых вакцинация противопоказана. В итоге прививаться идут даже больные ковидом, которые в длинных очередях за вакциной заражают других людей.
Академик Зверев настаивает, что все тяжелые случаи после прививки необходимо анализировать и публиковать результаты такого анализа в научных статьях, но этого пока нет.
Если переболел - не вакцинироваться
Людей, которые перенесли коронавирус в любой форме - тяжелой, средней и даже бессимптомной - вакцинировать не надо, считает Виталий Зверев, потому что болезнь вызывает более полноценный иммунный ответ, чем даже самая хорошая вакцина. И неважно, есть у переболевших антитела или нет в данный момент, потому что иммунитет к коронавирусу определяется не только антителами, но еще и клеточным иммунитетом. Ученый ссылается на собственный опыт: он переболел коронавирусом, и антитела у него в крови примерно через год уже не определялись. Но после того, как ему пришлось ухаживать за ковидным больным, он не только не заразился, но и снова приобрел антитела, причем в семь раз больше, чем было раньше.
Однозначных научных подтверждений того, что иммунный ответ у переболевших коронавирусом долго остается достаточно сильным, пока нет. Зато у вирусологов есть основания это предполагать. Виталий Зверев напоминает, что возбудитель COVID-19 - это коронавирус SARS, он так и называется - SARS-CoV-2, и он очень похож на вирус, который в 2002 году вызывал атипичную пневмонию (SARS-CoV ). Наблюдения за теми, кто перенес это грозное заболевание много лет назад, показывают, что иммунитет к SARS-CoV у них до сих пор сохраняется, причем неважно, тяжело болел человек или легко. На взгляд ученого, если бы угроза повторно заболеть была серьезной, мы получили бы миллионы, а не тысячи новых больных, но этого не происходит.
Кроме того, для переболевших ковидом вакцина против этого вируса потенциально опасна, потому что может вызвать так называемую иммуносупрессию - подавление иммунного ответа. То есть прививка в таком случае дает эффект обратный ожидаемому.
Как быть с детьми?
Известно, что ВОЗ рекомендовал прививать от коронавируса детей и подростков. Не исключено, что прививка станет обязательной, и без нее не будет допуска в школы и детсады. То есть ситуация будет развиваться по тому же сценарию, что и со взрослыми.
Вообще все меняется стремительно: еще недавно считалось, что прививка от ковида противопоказана беременным и кормящим женщинам, но вот уже настойчиво говорят, что беременных прививать не только можно, но и необходимо.
Академик Зверев, считает, что детей, беременных и кормящих женщин прививать не надо, хотя бы потому что вакцины до конца не изучены. Да и смысла в этом нет. Он ссылается на исследования, проведенные в Калининграде, которые показали, что у 70 процентов детей есть антитела к ковиду. Дети, как правило, болеют в легкой, стертой форме, но иммунитет у них развивается после болезни полноценный, поэтому без всякой прививки они создают
серьезную иммунизированную прослойку. Причем у детей, скорее всего, иммунитет сохраняется надолго. А в ответ на аргумент, что дети являются переносчиками болезни, и это большая проблема, Виталий Зверев говорит, что исследований, подтверждающих это, нет. Кроме того, если вакцина эффективна, то достаточно привить взрослых и таким образом остановить распространение вируса. А если неэффективна, то при чем здесь дети?
Нужна ли ревакцинация?
По поводу ревакцинации тоже нет ясности. По мнению Виталия Зверева, ревакцинироваться придется, такой опыт применения и других вакцин. Но как часто? Сначала говорили о сроке через два года, потом - через год. Теперь уже речь о необходимости прививаться повторно через полгода. Каких-либо серьезных исследований, почему вдруг так, нет. Если вакцина реально создает иммунитет на год, два, три, то и ревакцинироваться нужно через два-три года, а не через полгода. Эпидемиологическая ситуация никак не должна влиять на сроки ревакцинации, если вакцина работает. Если действительно есть необходимость проходить ревакцинацию раз в полгода, то нужно создавать более эффективные вакцины.
Другой вопрос: каким препаратом вакцинироваться. Еще в начале лета в ульяновских СМИ начали появляться интервью местных врачей, имеющих непосредственное отношение к борьбе с ковидом, которые, в частности, говорили, что уже прошли ревакцинацию, причем тем же «Спутником», которым прививались первый раз. Но с точки зрения микробиолога Зверева, этого делать нельзя:
- Векторные вакцины нельзя вводить многократно, это данность, которую надо учитывать при ревакцинации. Если, например, первые две прививки были сделаны векторными препаратами, то ревакцинацию нужно делать другой пептидной вакциной, - сказал он в одном из своих интервью.
Это еще не та мутация
В официальной повестке качество вакцины от ковида под сомнение никто не ставит. А необходимость частой ревакцинации, впрочем, как и то, что очень многие привитые все-таки болеют, связывают с мутацией вируса.
Но пока мутации происходят только на участке связывания вируса с рецептором клетки, поясняет микробиолог, это влияет на заразность вируса, на течение заболевания, на осложнения после болезни, но на структуры вирусных белков, которые «отвечают» за иммунитет, мутации коронавируса пока не очень сильно влияют, поэтому существующие вакцины пока работают. Но если такие мутации произойдут, нужно будет делать новые вакцины. Массовая
вакцинация в период пандемии оказывает очень сильное давление на вирус, поэтому все может быть.
Надо говорить правду
На прямой вопрос, болеют ли вакцинированные тяжело и умирают ли они в результате прививки или болезни, Виталий Зверев в своих интервью отвечает, что такие случаи ему известны, и их немало, но обобщенных данных, статистики, которую можно было бы проанализировать, нет.
Если такое происходит, значит, вакцина не сработала. Почему не сработала, надо разбираться в каждом конкретном случае - или ее ввели в то время, когда человек болел (а это уже к вопросу о грамотной организации процесса вакцинации), или конкретно для этого человека вакцина оказалась неэффективной, или с вакциной что-то не так. Все это надо изучать и не бояться говорить людям правду с позиций доказательной медицины. Пока же нет официальной информации, сколько людей заболевает после вакцинопрофилактики коронавируса, хотя скрывать тут абсолютно нечего. Ведь не скрывают тот факт, что прививка от гриппа защищает от вируса на 80%, а у 20%
людей вакцина не сработает, и они после прививки могут и заболеть гриппом, и заразить.
Кстати, американцы уже опубликовали данные об эффективности применяемых на Западе вакцин: Moderna - 70%, Pfizer - 80%, AstraZeneca - 66% после первой дозы, 72% - после второй.
Научиться жить с ковидом
В своих выступлениях по поводу коронавируса академик Зверев говорит, что коронавирус с нами надолго, а вакцинация - все-таки не панацея. Необходимо разрабатывать препараты общего действия, стимулирующие иммунный ответ, который можно применять в качестве профилактики от любых инфекций.
Кроме того, нужно усиленно заниматься лечением хронических заболеваний. Раньше говорили, что молодые болеют коронавирусом легко, а пожилые тяжело. Но это не совсем так: вирус в первую очередь поражает людей с хроническими заболеваниями, независимо от возраста. Поэтому необходимо обследоваться, посещать вовремя врача, получать необходимое лечение. Увы, но на деле сейчас происходит обратное, потому что государственная медицина фактически переключилась на ковид, словно других болезней уже не существует. Дело дошло даже до ограничения приема пациентов с хроническими заболеваниями на плановое лечение в стационары, если у них нет сертификата о
прививке от коронавируса.
И наконец, в преддверии холодного сезона, когда вирусные заболевания идут в рост, авторитетный вирусолог советует прививаться от гриппа и от пневмококковой инфекции, которая очень опасна особенно для маленьких детей и пожилых людей.
Подготовила Анастасия АЛЕКСАНДРОВА