Дорога ведет на запад, в Европу.
Пока шла избирательная кампания, об этих выборах у нас что-то еще говорили, наблюдателей от России показывали. Об их же итогах сказали почти что шепотом, так что мало кто чего понял. А может, специально так, чтобы никто из россиян ничего не понял. Того, в частности, что молдаване не видят больше Россию как ориентир в своей жизни. Пророссийский «Избирательный блок коммунистов и социалистов» во главе с экс-президентами Игорем Додоном и Владимиром Ворониным был на этих выборах разгромлен, получив 27 процентов голосов. А победу одержала проевропейская партия «Действие и солидарность», созданная в 2016 году нынешним президентом Молдавии Майей Санду, набравшая 53 процента голосов избирателей. Санду однозначно выступает за Евросоюз, в чем народ Молдавии ее на этих выборах и поддержал.
Полгода назад она победила на президентских выборах упомянутого Додона, неизменно твердившего о необходимости развития связей с Россией. До выборов Додон неоднократно бывал в Москве, где получил благословение на победу в избирательной кампании. Но все было тщетно. Упитанному и лощеному Додону народ Молдавии предпочел молодую, хрупкую Санду. Возможно, оценил и ее скромность. Живет она в Кишиневе в обычной двухкомнатной квартире, ездит на иномарке то ли 2007-го, то ли 2008 года выпуска. Но главное, видимо, в том, что население республики осознало плюсы европейского выбора. За партию Майи Санду проголосовала, вероятно, и часть жителей опекаемого Москвой Приднестровья, нищего и давно превратившегося в своеобразную «серую зону». В начале 90-х годов прошлого века оно заявило о независимости от Молдавии, но практически никем в мире признано не было. Сейчас не имеет выхода даже в Россию, поскольку на пути лежит Украина, отношения которой с Москвой после Крыма резко испортились, став враждебными. Поколение старых сепаратистов в Приднестровье постепенно сходит со сцены, а молодежь лучше относится и к Кишиневу, и к Евросоюзу, в котором многие находят сегодня работу. То есть к Европе поворачивается и Приднестровье.
Может, и потому еще, что его жители опасаются донбасского варианта, когда к нищете добавится война и разрушения. Ведь в нем видят, что на территориях, подконтрольных Киеву, царит мир, и жители свободно ездят в Европу. А там, где ориентированы на восток, тьма и безнадега. При этом живут в Приднестровье, в основном, русские. В общем, Молдавия уходит на запад. После 30 лет колебаний выбор этот сделан, кажется, окончательно.
Артур ТАНИЕВ