Руководство ульяновской медицины наконец-то официально упорядочилось, уйдя от неофициального многовластия. Однако кадровые назначения произошли с коррекцией. Так порой бывает в процессе медицинских операций: сделают разрез и вдруг видят внутри не совсем то, что ожидалось – приходится перестраиваться на ходу. Но в итоге все иногородние претенденты на ульяновские должности оказались при серьгах.
Бывший помощник Алексея Русских по Совету Федерации, 42-летний кандидат медицинских наук, член КПРФ и уроженец Одессы Сергей Кучиц вместо кресла министра здравоохранения Ульяновской области получил более высокое– заместителя председателя регионального правительства по социальным вопросам, то, которое занимала Екатерина Уба, уволенная при пересменке губернаторов. Хотя первоначально все сходились во мнении, что заместитель главного врача по развитию городской клинической больницы Зеленограда (является административным округом Москвы) прибыл весной в Ульяновск с перспективой возглавить минздрав. Для начала, правда, Кучиц был назначен у нас заместителем министра: возможно, чтобы осмотреться в новом для себя регионе. Однако три месяца «осматривания» привели к тому, что медицинское ведомство он так и не возглавил, став на днях зампредом кабинета министров. Действительно, на должность ульяновского министра здравоохранения не каждый согласится. Региональная государственная медицина сейчас в таком загоне, что трудно сказать, какие проблемы у нее отсутствуют – кажется, все они тут. Зато денег для решения катастрофически не хватает. К тому же, по недоброй традиции, местным министрам-медикам часто приходится страдать от уголовного преследования в связи с профессиональной деятельностью. Совсем недавно по фармацевтическому делу были осуждены экс-министры Павел Дегтярь с Рашидом Абдулловым, который отбывает наказание в исправительной колонии. До них на скамью подсудимых попадал и получил реальный срок лишения свободы Федор Прокин – в результате нарушений при закупке медицинской аппаратуры. Увольнение в нынешнем году последнего из министров, Виктора Мишарина, произошло на фоне уголовного дела, возбужденного по признакам мошенничества в особо крупном размере при массовой поставке компьютерной техники для лечебных учреждений региона (о ходе расследования пока не слышно). Не исключено, что все эти факторы могли охладить стремление Кучица стать у руля минздрава, и в результате договоренности с патроном, врио губернатора Алексеем Русских, столичный гость получил должность зампреда облправительства – с менее конкретным функционалом и более размытой ответственностью.
Теперь Кучиц будет осуществлять некое общее руководство всем социальным блоком – кроме агентства по развитию человеческого потенциала, которое уходит под контроль первого зампреда правительства Марины Алексеевой, отвечающей за финансы. Впрочем, именно медицине Кучиц намерен уделять на своей работе основное внимание. Так, по крайней мере, следует из его интервью, данного в новой ипостаси одному из интернет-сайтов. Интервью длинное, но очень обтекаемое, гладкое, словно черноморская галька. Содержит множество прописных истин и мало конкретики. Например, новый вице-премьер говорит: «Сейчас у меня достаточно широкий спектр задач. Это не только анализ ситуации и выработка стратегии развития здравоохранения региона, но и интеграция различных отраслей социальной сферы с медициной, курирование вопросов вакцинации от COVID-19. Думаю, что совместными усилиями мы достигнем целей. Среди нерешенных вопросов децентрализация здравоохранения и отсутствие системного подхода в решении многих поставленных задач. У нас одна общая цель — повышение качества оказания медпомощи, усиление профилактической работы и, как следствие, снижение уровня летальности в регионе и улучшение качества жизни жителей области. И здесь очень важна межведомственная работа».
Или еще цитаты: «Главная задача — чтобы каждый житель региона почувствовал позитивные изменения в доступности и качестве оказания медицинской помощи», «необходимо грамотное планирование работы врача и привлечение компетентных кадров» (это о мерах по ликвидации очередей в поликлиниках). Все вроде, верно, но не зацепиться – с помощью чего предстоит достичь позитивных изменений?
Кучиц согласен, что требуется повышать зарплату медперсоналу, и работа в данном направлении, по его словам, ведется, но о сроках говорить сложно. К тому же, по мнению чиновника, повышение не может быть валовым, а должно учитывать эффективность работы каждого человека и медучреждения. Из интервью также можно выудить, что готовится областной закон о дополнительных мерах поддержки медицинских работников, предусматривающий ежемесячное стимулирование ряда специалистов. Еще Кучиц считает, что система государственных закупок и многие другие аспекты экономической составляющей в региональном здравоохранении нуждаются в серьезной оптимизации. Здесь видится некий намек на возможную смену игроков медицинского рынка в регионе.
Впрочем, всеми вопросами областной медицины более плотно должен заниматься теперь другой назначенец минувшей недели – тоже знакомый «варяг». Это – 40-летний Александр Гашков, переведенный из замминистров в и.о. министра здравоохранения региона. На данном посту он меняет Анну Минаеву, возвращенную в заместители. Уроженец Читинской области и там же получивший высшее медицинское образование Гашков в основном трудился в Сибири. Три года – главврачом районной больницы. Три года назад занял такую же должность в Новоспасском районе Ульяновской области. В конце 2020 года стал заместителем облминистра здравоохранения. Гашкова прочили в министры еще во время работы в Новоспасском, да и сам он к этому явно стремился на ульяновской земле. Возникает законный вопрос: почему же он не боится трудностей и подводных камней нашей медицины, о которых мы говорили? Может быть, просто более рисковый парень, которому для дальнейшего карьерного роста нужна министерская должность. Только чего ждать от бесконечной смены руководителей многострадальной ульяновской медицине и ее неприкаянным пациентам?
Владимир Самарин